Close
27 апреля 2024, Суббота
Информационно-познавательный портал. 16+

Верить или не верить, или Как не стать жертвой розыгрыша

21.03.2022 Разместил: Редакция ESOREITER / Источник: PLANET-TODAY.RU 2358

По одной из легенд, неаполитанский король Монтерей устроил 1 апреля праздник по случаю завершения землетрясения. В этот день Монтерею подарили рыбу, вкус которой настолько ему понравился, что на следующий год он распорядился подать к столу точно такую же. Повар не нашел к сроку нужную рыбу и рискнул взять похожую, понадеявшись на свое мастерство. Но король заметил подделку... Ко всеобщему удовлетворению он развеселился. С того времени веселые розыгрыши стали неотъемлемой частью королевских праздников. Возможно, именно эта история положила начало празднованию Международного дня смеха.

Верить или не верить, или Как не стать жертвой розыгрышаФото из открытых источников

День смеха, или как его еще называют, День дурака широко известен и популярен. В этот день принято подшучивать над своими друзьями, близкими и знакомыми. Хотя 1 апреля недоверчивость многих наших современников сильно обостряется, частенько находится тот, кого удается ввести в заблуждение. Некоторые из первоапрельских розыгрышей вошли в историю и до стих пор вызывают улыбку.

1 апреля 1981 года лондонская газета Daily Mail обратилась к своим читателям за помощью в розыске японского спортсмена. Она сообщила о происшествии, якобы случившемся с вымышленным участником традиционного лондонского марафона Кимо Накашими. Из-за ошибки переводчика японец понял, что бежать нужно не 26 миль, а 26 дней. На момент выхода статьи, судьи марафона уже потеряли бегуна из вида, а между тем он, не теряя надежды победить, все еще бежит куда-то по просторам Англии. В тот же день в редакцию поступило несколько звонков. Отзывчивые читатели рассказывали, что видели бегуна похожего на японского спортсмена, но не смогли его догнать.

Средства массовой информации участвуют в первоапрельских розыгрышах. Для подобных публикаций существует даже специальный термин «газетная утка». По одной из версий, это выражение пришло к нам из Германии XVII века, благодаря созвучности немецкого слова «Ente» («утка») с произношением аббревиатуры «N.T.» от слов «non testatur» («не проверено»). Так немецкие редактора помечали недостоверные публикации.

Со временем «газетная утка» превратилось в интернациональное выражение, обозначающее непроверенную или преднамеренно ложную информацию, вышедшую в средствах массовой информации с корыстной или провокационной целью.

Развитие коммуникационных и цифровых технологий открыло новые возможности для сбора, обработки и распространения информации. Выражение «газетная утка» сейчас практически вытеснено понятием «фейк», пришедшим к нам с просторов Интернета. Фейк (от англ. «fake» — подделка) — широкое понятие, обозначающее что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное с целью ввести в заблуждение. Фейком могут быть размещенные в средствах массовой информации или в интернете картинки и новости. Не всегда это связано с безобидными первоапрельскими розыгрышами.

В 1938 году в эфир американской станции «CBS» вышла радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров». Стилизованный под выпуски новостей радиоспектакль о марсианской атаке на Землю вызвал небывалый резонанс. Как потом писали газеты, более миллиона слушателей приняли постановку за настоящие репортажи, поверив в нападение марсиан. Поднялась невообразимая паника. Тысячи перепуганных радиослушателей звонили в полицию, требуя навести порядок. Кто-то прятался в подвалах, кто-то в спешке покидал свои дома так, что на выезде из городов образовались стокилометровые пробки, а кто-то объединялся в небольшие вооруженные отряды, чтобы помочь полиции защитить страну от вторжения.

По данным исследования, проведенного в начале марта 2022 года, 62% россиян заявили, что могут отличить фейк от достоверной новости. Однако столь высокий процент сразу вызвал сомнения и полемику в СМИ по поводу правильности результатов опроса.

В конце прошлого века философ Л. Рон Хаббард обратил внимание на тот факт, что в современном обществе пренебрегают искусством наблюдения очевидного. Он сделал акцент на том, что только наблюдая очевидное, можно увидеть что-то таким, каким оно действительно является и не совершить ошибки, поддавшись ложному мнению о чем-либо.  В коротком рассказе детского писателя Николая Носова «Живая шляпа» два мальчика испугались двигающейся по полу шляпы. От страха они вооружились клюшкой, лыжной палкой, картофелинами и начали «войну» с «живой шляпой». Только когда одна из картофелин попала в шляпу, они услышали «мяуканье» и поняли, что под шляпой находится их любимый котенок Васька. Если бы они изначально пронаблюдали очевидное, то обнаружили, что из комнаты куда-то пропал котенок, а также увидели бы его хвостик, торчащий из под шляпы. Не было бы страха. А котенок не пострадал бы от удара картошкой.

Когда люди подменяют свои наблюдения догадками, чужими мнениями и «тем, что и так понятно», они могут попадать в нелепые ситуации и даже причинить боль другому. Особенно в наше время, когда современные цифровые технологи позволяют создавать подделки чуть ли не лучше оригиналов и передавать потоки информации из различных источников. В таких условиях неспособность отличать правду от лжи, может дорого стоить человеку.

Умение наблюдать очевидное может помочь уберечься от множества ошибок. Для развития этой способности не нужны какие-то особые тренажеры. Достаточно просто смотреть вокруг, стараясь видеть то, что явно видно, не позволяя при этом каким-либо идеям и своему жизненному опыту подменить реально существующие объекты. Попробуйте, это может быть не только полезным, но и интересным.

‹ Назад
Вперед ›
Интересное в СМИ
Разные интересные новости в мире