Close
31 мая 2020, Воскресенье

Зачем России и США нужен тоннель через Берингов пролив

19.04.2020 Источник: TOPCOR.RU 699

Зачем России и США нужен тоннель через Берингов проливФото из открытых источников

Пандемия коронавируса и общий экономический спад угрожают всему миру рецессией, массовыми банкротствами и безработицей. В такой ситуации неплохим подспорьем могли быть стать масштабные инфраструктурные проекты под эгидой государства, дающие заказы, подряды и создающие новые рабочие места.

Вполне возможно, что пришло время вновь вернуться к идее соединения России и США тоннелем по дну Берингова пролива. Что же может дать нашей стране этот проект?

Эта идея не нова, впервые ее озвучили в далеком 1890 году. Железнодорожным магнатам приглянулось соединить Аляску и Восточную Сибирь. Рассматривались варианты как с железнодорожным тоннелем, так и с паромной переправой, но по разным причинам они были в свое время отклонены.

Уже в 2012 году тогдашний глава ОАО «РЖД» Якунин высказывался в пользу продолжения магистрали до Камчатки и последующего соединения с североамериканскими железными дорогами. Несколько лет назад в России онлайн-петиция о строительстве тоннеля через Берингов пролив собрала свыше 16 тысяч голосов. Так что же может получить наша страна от реализации данного проекта, и почему он постоянно откладывается в долгий ящик?

На первый взгляд, все представляется довольно просто. Сам Берингов пролив относительно неглубок, от 30 до 50 метров. Примерно посередине его находятся два острова: Ратманова и Крузенштерна, между ними пролегает морская граница между РФ и США, Азией и Северной Америкой, а заодно и линия перемены дат. Используя острова, можно проложить три участка подводного тоннеля длиной 40, 3,7 и 40 километров, соответственно, между Чукоткой и Аляской. Технически это не сложнее, чем соединить Великобританию и континент через Ла-Манш.

В случае реализации, этот проект сулит массу «плюшек». Присоединение к нему Китая и Юго-Восточной Азии даст им доступ железнодорожным путем к рынку США и Канады, а Россия заодно сможет зарабатывать на транзите. По предварительным подсчетам, по дну Берингова пролива пойдет до 3% объема мировой торговли. Параллельно по тоннелю можно будет проложить телекоммуникационные кабели, трубопроводы и т.п. Дополнительный стимул к развитию получат слабонаселенные регионы Дальнего Востока и Аляски. Будут надежно связаны два континента, появится возможность проехаться на автомобиле от Лиссабона до Майами.

Выгоды несомненны и велики. Но до сих пор реализация проекта упиралась в ряд серьезных проблем.

Во-первых, регион относится к Крайнему Северу с его суровыми условиями, из-за чего строительство будет весьма непростым и дорогостоящим. По некоторым подсчетам, проект может обойтись в сумму свыше 100 миллиардов долларов.

Во-вторых, нужны инвестиции в прилегающую транспортную инфраструктуру. Со стороны США необходимо будет проложить минимум 900 километров дороги по вечной мерзлоте до ближайшей автострады. С российской стороны все еще хуже: от автотрассы до возможного въезда в тоннель порядка 2 тысяч километров, до ближайшей железной дороги от него свыше 3 тысяч километров. Плюс к этому в России и США разная ширина железнодорожной колеи.

В-третьих, в условиях начинающегося экономического спада железной дороге придется конкурировать с морским транспортом за снижающийся грузопоток.

Тем не менее происходящее в мире все больше походит на начало новой «великой депрессии». Реализация подобного масштабного инфраструктурного проекта на условиях международной кооперации могла бы поддержать экономику и реальный сектор государств, в нем участвующих.

Сергей Маржецкий

Новости партнеров
Самое популярное
Ученые выяснили причины одного из самых массовых вымираний жизни
31.05.2020 46

Британские исследователи выяснили, что стало причиной девонского вымирания, произошедшего 359 миллионов лет назад.