Возможно, в недалеком будущем мы не только будем искать жизнь на других планетах, но..
В эпоху стремительного развития технологий, когда искусственный интеллект (ИИ) проникает..
О гипотезе симуляции, поисках ее доказательства или опровержения и о тех, кто верит, что мы живем в искусственной реальности.
Фото из открытых источников
У философской гипотезы о том, что окружающая нас реальность является симуляцией (чаще всего предполагается, что компьютерной) - огромная армия сторонников. Они считают, что наши жизни, наш мир и мы сами - всего лишь строчки в компьютерном коде, нули и единицы, из которых он состоит.
И пока адепты гипотезы ищут весомые доказательства своей правоты, Голливуд уже перетянул одеяло на свою сторону. Благодаря творческому тандему Вачовски и их культовой "Матрице" вопрос "Насколько наш мир реален?" перестал быть риторическим. О гипотезе симуляции, поисках ее доказательства или опровержения и о тех, кто верит, что мы живем в искусственной реальности, - в материале РЕН ТВ.
Древнегреческий философ, математик и мистик Пифагор основал школу, которая изучала базовую философскую концепцию своего создателя об иллюзии всего существующего - реальными были исключительно числа и их бесконечные комбинации, которые формируют все феномены бытия, подвластные познанию их человеком.
Представление о том, что реальность - это не что иное, как иллюзия, выдвигал вслед за Пифагором еще один древнегреческий философ, Платон. Он пришел к выводу о том, что материальны только идеи, а остальные объекты - лишь тени.
Такого же подхода придерживался и Аристотель, но с поправкой на то, что идеи выражаются в материальных объектах. Гораздо позже, в 1641 году, положение об иллюзорности реального мира поставил под сомнение французский философ Рене Декарт в своем трактате "Размышления о первой философии":
"Я допускаю, что все видимое мною ложно. Я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память. Я полностью лишен чувств. Мои тело, очертания, протяженность, движения и место - химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного".
Спустя три с половиной столетия, в 1981 году, американский философ Хилари Патнэм провел мысленный эксперимент "мозг в колбе", который показал иллюзорность нашего восприятия. Некий ученый, предполагает Патнэм, мог бы извлечь мозг человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру.
Электрические импульсы, поступающие в мозг, идентичны тем, что он получает, находясь в теле. Таким образом, компьютер мог бы симулировать виртуальную реальность, и человек, точнее его мозг, продолжал бы осознавать себя существующим, а окружающий мир, создаваемый компьютером, - реальным.
Согласно Патнэму, человек не может достоверно утверждать, что воспринимаемая им реальность является "объективной", потому что это всего лишь его вера в это утверждение.
С развитием цифровых технологий теория о том, что реальность - это продукт компьютерной программы, которая была написана и реализована некоей другой цивилизацией, начала приобретать большое количество сторонников.
Важным теоретическим подспорьем в развитии гипотезы симуляции и некоторых других подобных положений стало появление термина «виртуальная реальность», предложенного в 1989 году изобретателем Джароном Ланье. Большую роль в этом сыграли и произведения массовой культуры, активно использовавшие тему взаимодействия человека и цифровой среды.
Особенно примечательной в этом плане оказалась игровая индустрия, которая в 1990-х представила игры Quake, Doom и некоторые другие - они позволяли создавать целые миры на экранах компьютеров, а гипотеза симуляции стала набирать популярность по всему миру.
Шведский философ-трансгуманист и профессор факультета философии Оксфордского университета Ник Бостром еще в 2003 году выпустил огромный научный труд с простым названием: "А не живем ли мы в компьютерной симуляции?". В нем он рассмотрел все предпосылки к идее, что мы существуем в кем-то моделируемом мире.
Бостром проанализировал и вычислил компьютерные мощности, необходимые для создания симуляции в масштабах всей планеты. Пока настолько мощные компьютеры нам недоступны, но, применяя закон Мура, автор посчитал, что такие компьютерные мощности у людей будут через несколько тысяч лет.
Главная идея этого исследования несет такой посыл:
"Даже если мы сейчас не считаем, что живем в компьютерной симуляции, у нас нет оснований полагать, что наши потомки через 1000 лет не смогут запустить историческую компьютерную симуляцию".
Иначе говоря, суть работы ученого заключается в том, что создание компьютерной симуляции уровня нашей современной жизни обязательно будет возможным в будущем. В будущем люди станут жить в постчеловеческой цивилизации, когда их и людьми будет трудно назвать, потому что они "обрастут" и интегрируются с вычислительными технологиями немыслимого уровня.
Из этого можно полагать, что в будущем люди создали компьютерную симуляцию жизни человеческой расы в ускоренном варианте, чтобы посмотреть, как жили предки в прошлом. А мы нынешние являемся компонентами "той" симуляции и проживаем не свою жизнь, а виртуальную.
Эта публикация так взбудоражила научный мир, что группы ученых из самых разных стран поделились на два лагеря и принялись доказывать или опровергать идеи Бострома, исходя из научной точки зрения.
Фото из открытых источников
Илон Маск на конференции Recode’s Code в 2016 году сообщил, что не является противником гипотезы симуляции и полагает, что рано или поздно подобные технологии станут доступны.
Кроме этого, Маск заявил, что человечество находится на пути создания компьютерных игр, неотличимых от реальности. Поэтому "вероятность того, что мы находимся в базовой реальности, составляет один к миллиарду". По словам Маска, существует два варианта развития событий: "Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование".
По мнению Ника Бострома, которое приводит интернет-издание Quarz, слова Маска о жизни в матрице нужно воспринимать буквально:
"Важно понимать, что мы сами и весь мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоторой развитой цивилизацией. Гипотеза моделирования может быть очень хорошей или очень плохой в зависимости от того, какие, по вашему мнению, мотивы создателей симуляций: что произойдет в симуляции, что произойдет после того, как симуляция закончится? Очевидно, для этого есть как оптимистичные, так и пессимистические возможности".
Банк Америки подхватил горячую тему и несколько лет назад разослал своим клиентам небольшое обращение, где описал свое отношение к теории симуляции. Кстати, произошло это после памятного выступления Илона Маска на Recode’s Code. В своем обращении Банк указал, что с вероятностью 30-50% он также уверен, что мир вокруг нас является матрицей.
Британский физик из Портсмутского университета Мелвин Вопсон предполагает, что можно проверить, живет ли человечество в компьютерной симуляции, при помощи битов информации, которые окружают людей. Его научную работу весной 2022 года опубликовал журнал AIP Advances.
Вопсон предполагает, что информация имеет массу и что частицы - "строительные блоки" Вселенной хранят информацию о себе так же, как ДНК. Теперь он предложил науке экспериментальный протокол для проверки наличия массы у информации. По словам ученого, наличие массы у информации даже не противоречит ни одному закону науки о свойствах и строении материи.
Эксперимент объясняет, как обнаруживать и измерять информацию в элементарной частице с помощью столкновения частиц с античастицами. Так, информация в электроне в 22 миллиона раз меньше, чем его масса, но мы можем измерить содержание информации, стерев ее.
Когда частица материи сталкивается с антиматерией, они уничтожают друг друга, а информация от частицы при этом должна куда-то деться.
В процессе аннигиляции оставшаяся масса частиц преобразуется в энергию, обычно гамма-фотоны. Любые частицы, содержащие информацию, преобразуются в низкоэнергетические инфракрасные фотоны. Из-за стирания информации аннигиляция должна производить два по примерно 50 микрометра инфракрасных фотонов.
Ученый отметил, что информация имеет массу, а физическая реальность состоит из битов. По его предположениям, законы физики можно сравнить со строками кода.
Вопсон считает, что его работа может продемонстрировать, что информация является ключевым компонентом всего во Вселенной, что откроет новую область физических исследований.
Статья американского экономиста и писателя, выпускника Калтеха Робина Хансона под заголовком "Как жить в симуляции" была опубликована одновременно с трудом Бострома в журнале Journal of Evolution and Technology.
В ней Хансон дает несколько советов людям, которые считают, что они живут в симуляции - поэтому эту публикацию стоит считать скорее психологической, нежели философской или футурологической. Рекомендации Хансона по сути являются мотивацией для личностного роста:
"Если вы предполагаете, что живете в симуляции, то вам стоит жить сегодняшним днем; стремиться к благополучию, в том числе материальному; быть интересным окружающим; иметь активную жизненную позицию и прилагать все силы, чтобы люди вокруг были счастливы - это поможет сделать вашу жизнь как можно более комфортной".
Аргумент о симуляции подвергается серьезной критике со стороны научного сообщества, в том числе и самих трансгуманистов. Противники гипотезы симуляции делают упор на то, что в статьях Ника Бострома и его коллег содержатся различные логические ошибки, такие как: «логический круг», автореференция, игнорирование неслучайной позиции наблюдателей, нарушение причинности и пренебрежение контролем симуляции со стороны создателей. Поэтому на данный момент гипотеза симуляции нуждается в более серьезной доказательной базе, чем несколько опубликованных статей.
Гипотеза симуляции вызвала большой интерес у писателей-фантастов, и с XX века начали появляться произведения, посвященные теме виртуальной реальности и восприятия человеком нахождения в симулированной реальности.
Так, Станислав Лем использует эту тему в цикле фантастических рассказов "Из воспоминаний Ийона Тихого" (рассказ "Странные ящики профессора Конкорана"); Дуглас Адамс - в легендарном юмористическом романе "Автостопом по Галактике"; Ричард Бах в своей, как писали критики, "самой пленительной, щемящей и глубокой" книге "Иллюзии"; и, конечно, Курт Воннегут в своем удивительном философском произведении "Завтрак для чемпионов", в котором сливаются воедино фантазия и реальность, сумасшествие и логика, правда и вымысел.
Фото из открытых источников
Проблемы, связанные с гипотезой симуляции, волновали и кинематограф. На вторую половину 1990-х пришелся настоящий бум фильмов об иллюзиях и реальности - "Шоу Трумана", "Темный город", "Открой глаза", "Экзистенция", "Тринадцатый этаж". Почти все они стали классикой, некоторые собрали хорошую кассу. Но одному фильму было суждено затмить все остальные.
Культовая "Матрица", вышедшая в прокат 31 марта 1999 года, произвела настоящий фурор. Ее обожали, ей подражали и завидовали, ее обвиняли в плагиате и называли новым Евангелием.
Киану Ривз в роли Нео встречает персонажа по имени Морфеус, который, очевидно, назван в честь греческого бога сновидений. Морфеус дает Нео на выбор красную или синюю таблетку. Если Нео выберет красную, он проснется и поймет, что вся его жизнь - дом, работа, вообще все вокруг - была частью искусно сконструированной видеоигры, а проснувшись, он оказался за ее пределами.
Это основной вариант гипотезы симуляции.
Режиссерскому тандему Вачовски для главной роли был нужен актер с громким именем. Жестких требований к внешности Нео сценарий не предъявлял, главный герой в нем описывался скупо: "молодой человек, который знает о жизни внутри компьютера больше, чем о жизни за его пределами". Поэтому на роль Нео рассматривались все возможные и невозможные кандидатуры. Мистера Андерсона могли сыграть Том Круз, Вэл Килмер, Брэд Питт, Эван Макгрегор и Леонардо Ди Каприо.
Долгое время претендентом на роль Нео оставался Уилл Смит. Он в итоге сказал "нет", сделав выбор в пользу фильма "Дикий, дикий Запад", - и допустил ошибку.
Впрочем, сам Смит не особо жалеет, что не сыграл Нео.
"Матрица" - очень сложный проект, и я его тогда не смог понять. Нечасто я в подобном признаюсь, но я бы запорол "Матрицу". В то время я был еще недостаточно башковитым актером и не сумел бы вытянуть этот фильм - а Киану это удалось", - признался актер позже.
Кроме полнометражных фильмов, карта гипотезы симуляции активно разыгрывалась и в телесериалах. Например, в 18-м сезоне "Южного Парка" (2014); в 3-м сезоне сериала "Черное зеркало" (2016) и в 10-м сезоне телесериала "Доктор Кто" (2017).
Продвинутые музыкальные коллективы не могли остаться в стороне от модных веяний. В 2018 году британская команда Muse в своем альбоме Simulation Theory в очередной раз обратилась к свежей для себя тематике, но при этом сохранила свою одиозность и характерный стиль.
Альбом рассказывает о том, что все мы живем в так называемой симуляции, и лирический герой эту симуляцию понимает и стремится из нее вырваться, возвыситься над ней. Несложно уловить прямые аллегории на общество потребления и немного подростковый дух максимализма и протестности, который витает в ретро-футуристической обертке общей концепции.
К реализации своей идеи Muse подошли всеобъемлюще. Помимо стандартного издания, Simulation Theory вышел в Deluxe-версии, в которую включены все треки с основного альбома, но в альтернативных аранжировках, и некоторые альтернативные композиции звучат совершенно великолепно: к примеру, Algorithm и Void, по мнению музыкальных критиков, вообще лучшее, что записали Muse за последние полтора десятка лет.
Возможно, в недалеком будущем мы не только будем искать жизнь на других планетах, но..
В эпоху стремительного развития технологий, когда искусственный интеллект (ИИ) проникает..
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше (16+)
Материалы, размещенные на сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей.
При использовании материалов с сайта, активная ссылка на esoreiter.ru обязательна.
▪ О проекте / Контакты ▪ Редакционная политика ▪ Политика конфиденциальности ▪ Пользовательское соглашение
Наши контакты: esoreiter@yandex.ru, гл.редактор А.В.Ветров Телефон редакции: +7 (917) 398-10-94
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов и принимаете условия Политики конфиденциальности.