Сатурн, одна из самых таинственных планет Солнечной системы, остается недоступной для высадки на него человека. Несмотря на то, что идут разработки космических миссий на другие планеты, многих волнует вопрос, почему астронавтов никогда не отправят на Сатурн.
Почему Илон Маск продает Пентагону «дорогие» ракеты
Илон Маск продает пусковые услуги Falcon 9 на коммерческом и государственном рынках по разной цене, поскольку конкурирует на них с разными игроками, рассказал член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Фото из открытых источников
Ранее российская компания "Главкосмос пусковые услуги" (входит в сферу "Роскосмоса"), которая непосредственно конкурирует со SpaceX на рынке пусковых услуг, заявила, что у американской фирмы Илона Маска дешевые многоразовые ракеты, так как их реальную полную стоимость изначально оплачивает НАСА или минобороны США. До этого о демпинге со стороны SpaceX заявлял генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин. По его мнению, рыночная цена пуска ракеты-носителя Falcon-9 составляет примерно 60 миллионов долларов, но НАСА и Пентагону она обходится в 1,5-4 раза дороже.
"То, что на коммерческом рынке Маск продает пусковые услуги за 60 млн долларов США, а НАСА и минобороны США существенно дороже, не удивительно. Потому что на этих рынках у него разные конкуренты", - заявил Ионин.
Он пояснил, что на рынке коммерческих пусковых услуг Маск конкурирует с европейским носителем Ariane 5 (сейчас для конкуренции с ракетой SpaceX Falcon 9 компания Ariane ведёт разработку ракеты Ariane 6 - ред.) и ранее конкурировал с российским "Протоном-М". "Поэтому Маск предлагает цену чуть ниже, чем у них, в результате чего вышибает их с рынка", - говорит эксперт.
"В тендерах на запуски в интересах НАСА и Пентагона, которые закрыты для участия китайских, российских, европейских и иных зарубежных игроков, Маск конкурирует с американскими ракетами Delta IV и Atlas 5. НАСА покупает услуги запуска Atlas 5 за 150 млн долларов США. Поэтому Маск предлагает свои услуги по 100 млн и выбивает из тендера United Launch Alliance. Зачем ему продавать свои услуги как на коммерческом рынке за 60 млн, если даже за 100 млн он предложит цену ниже, чем у основного конкурента?" - отмечает эксперт.
Кроме того, Ионин отметил, что в отчете "Главкосмос пусковые услуги" себестоимость ракеты Falcon 9 выводится из коммерческой цены запуска и заявлений руководства SpaceX. Однако реальную стоимость комплектующих назвать сложно, поскольку SpaceX непубличная компания и не раскрывает свою отчетность.
"Не нужно сравнивать себестоимость изготовления и цену контракта, они не всегда связаны. Одна связана с производством, другая - с рынком", - заявил Ионин.
В качестве примера эксперт привел многократную разницу между себестоимостью iPhone в 250-300 долларов США и ценой его продаж в диапазоне 700-1000 долларов. Противоположный пример - автомобильный и авиационный рынки, где "вилка" между себестоимостью и ценой продаж может быть минимальной, поскольку производитель в дальнейшем получит прибыль с обслуживания своей техники в период жизненного цикла, пояснил Ионин.
"Нельзя выводить стоимость ракеты из цены пуска, по которой ее продают", - подчеркнул он.