Close
21 июня 2024, Пятница
Информационно-познавательный портал. 16+

Картина художника Чонтвари «Старый рыбак» оказалась с секретом

17.02.2019 Виктория Прайм 6978

Многие художники создавали загадочные, почти мистические картины. Среди них такие известные, как «Джоконда» Леонардо да Винчи, или менее известные, но с еще большей долей мистицизма, как «Плачущий мальчик» итальянского художника Джованни Браголина либо «Руки противятся ему» американского живописца Билла Стоунхема.

Картина художника Чонтвари «Старый рыбак» оказалась с секретомФото из открытых источников

Считается, что Леонардо да Винчи специально создал столь необычное полотно, видимо, решив сделать свою «Мону Лизу» вечной тайной для потомков. Но есть и такие картины, скажем, Ивана Крамского или Ильи Репина, которые имеют странное воздействие на людей и даже на их судьбы, хотя сами художники при этом не задавались целью создавать нечто сверхъестественное – оно получилось у них как бы само собой.

Художник-самоучка из Венгрии Тивадар Костка Чонтвари, надо полагать, в своем художественном творчестве тяготел, как и Леонардо да Винчи, к осмысленному созданию картин-загадок. По крайней мере, именно таковой оказалось его полотно «Старый рыбак», созданный в 1902 году.

С первого взгляда в этой картине нет ничего необычного, на ней изображен старый человек, отдавший рыбному промыслу всю свою жизнь, и, судя даже по его глазам, повидавшему на своем веку немало горя и всевозможных лишений. Но когда люди смотрели на полотно Чонтвари, у них постоянно возникало ощущение напряженности от какой-то двойственности восприятия. И только более чем через столетие загадка данного полотна была разрешена.

Фото из открытых источников

Оказалось, если к середине картины подставить вертикально зеркало, то с одной стороны ее отобразится Бог, а с другой - Дьявол. Причем если первый спокойно сидит в лодке на фоне прекрасной горы и спокойных вод, то второй восседает на вулкане и позади него бушует штормовое озеро.

Уточним, что Тивадар Чонтвари был не профессиональным художником, а аптекарем, то есть обладал профессией загадочной и отчасти даже мистической для своего времени (не нужно сравнивать с современными провизорами, которые превратились сегодня в обычных продавцов лекарств). Более того, он всегда слыл не от мира сего, некоторые современники даже считали его сумасшедшим. Может, поэтому ему пришла в голову столь интересная задумка - показать двойственность натуры человека, в которой легко уживаются две противоположные сущности. Причем выполнил он эту работу так талантливо, что человек, смотрящий на полотно, «понимал» замысел художника только на подсознательном уровне.

«Фокус» с зеркалом хоть и раскрыл тайну «Старого рыбака», однако никак не обесценил (скорее, наоборот) эту фантастическую картину, которая буквально притягивает и завораживает, а потом еще долго не отпускает, будоража в человеке какие-то потаенные чувства и устремления к совершенству через преодоление своей двойственности - извечной борьбы добра и зла…

‹ Назад
Далее ›