Close
22 ноября 2024, Пятница
Информационно-познавательный портал. 16+

Как Иван Кожедуб сражался с фашистами в небе

09.06.2022 Разместил: Редакция / Источник: REN.TV 9287

Иван Никитович Кожедуб - самый успешный пилот времен Великой Отечественной войны - еще до ее окончания стал легендой советской и мировой истребительной авиации. На его счету 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 64 сбитых самолета противника. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Тем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Прославленный ас всегда стремился отыскать противника первым, не подвергая при этом опасности ни себя, ни свою боевую машину. В 120 воздушных схватках он не был сбит ни разу.

Фото из открытых источников / Фото: © Борис Вельяшев / ТАСС

Как Иван Кожедуб едва не погиб в самом первом бою? Почему придумал свой рискованный фирменный прием?

Детство и юность

Будущий трижды Герой Советского Союза родился 8 июня 1920 года в украинском селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (сейчас это Шосткинский район Сумской области). Иван Кожедуб был младшим, пятым ребенком в большой крестьянской семье. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство и трудолюбие.

В 14 лет Иван закончил неполную среднюю школу и поступил в химико-технологический техникум. Как и многие сверстники, он буквально бредил небом, поэтому в 1938 году записался в аэроклуб, а через год уже совершил первый полет.  В 1940-м Кожедуба призвали в Красную Армию, и навыки, полученные в аэроклубе, определили будущую военную специальность.

Фото из открытых источников / Фото: © РИА Новости / Иван Шагин

Новобранца направили на обучение в Чугуевское военное авиационное училище. После его окончания Кожедуба оставили в нем летчиком-инструктором за успехи в тактическом планировании и мастерстве пилотажа.

Первый бой

С началом Великой Отечественной Ивана Кожедуба и все училище перевели в Казахстан, но после многочисленных рапортов осенью 1942 года его отправили в Москву. Здесь он попал в 240 истребительный авиаполк под командованием Игнатия Солдатенко.

На первое боевое задание Кожедуб вылетел в марте 1943 года. Этот бой на Воронежском фронте мог оказаться для него последним. Пилот нарушил главную заповедь летчика-истребителя: никогда не терять своего ведущего. Именно это с Иваном и произошло. Вражеский "Мессершмитт" воспользовался ситуацией, пушечная очередь ударила точно в кабину. Первый снаряд задел шлемофон, от второго снаряда, фугасного, от гибели Кожедуба спасла бронеспинка кресла.

Неприятности на этом не закончились - при возвращении на аэродром пилот попал под огонь советских зениток. Изрешеченный самолет удалось посадить, но восстановлению он не подлежал. 

Фото из открытых источников / Фото: © РИА Новости

Поначалу провинившегося летчика даже собирались перевести служить на пост оповещения. Но командир полка Солдатенко разглядел в Кожедубе будущего аса и позволил продолжать участие в боевых вылетах.

Рискованный прием

6 июля 1943 года в небе над Белгородом  Иван Кожедуб вступил в бой, какого еще не знала история авиации. Одна советская эскадрилья против сорока немецких самолетов.  

"Я никогда не был в таком бою. В небе все смешалось: небо, земля, самолеты - наши, противника. Я никак не могу поймать прицел. Бой уже длился около двадцати минут, а неприятельские самолеты не уходят. Мне очень хотелось сбить самолет. Я присмотрел один - он приотстал. Я к нему. Приближаюсь, нажимаю на гашетки, стреляет пушка... Самолет не падает! Я еще стреляю - не падает! Я ближе к нему, начал маневрировать. Думаю - не уйдешь, сейчас я тебе дам как следует! И с короткой дистанции зажег этот самолет", - вспоминал прославленный ас.

Из схваток на Курской дуге Кожедуб вышел с девятью личными победами. И обрел свой фирменный прием, рискованный, но очень эффективный: подойти ближе к противнику, затем спикировать, атаковать снизу и открыть огонь. Совершать такие маневры мог только очень уверенный в себе пилот, каким и был Иван Кожедуб.

Дерзкая атака

Самые главные черты характера героического летчика - мужество, отвага и исключительное хладнокровие - не раз играли ему на руку в воздушном бою.  О некоторых из них среди его сослуживцев ходили легенды. 

30 сентября 1943 года Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался без прикрытия товарищей, и в этот же момент заметил немецкие "Юнкерсы". Кожедуб не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.

Атака смелого русского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили бомбежку и ушли в оборону. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг: он спикировал на одного из оторвавшихся Ju 87 и сбил его. Горящие обломки самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

Спустя три дня после этого одиночного боя, Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться  с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять "Ла-5". Практически сразу пилоты заметили колонну пикирующих "Юнкерсов", каждые девять самолетов которых прикрывали шесть истребителей "Ме-109"

Кожедуб во главе пяти машин атаковал группу бомбардировщиков. Противник, не ожидавший атаки от малого числа советских самолетов, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два "Ju 87". Уцелевшие немецкие бомбардировщики из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна "Юнкерсов".

Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей "люфтваффе".

Сбит реактивный Me-262

В середине февраля 1945 года в бою над Одером Иван Кожедуб вписал в свою биографию еще одну важную деталь - одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик "люфтваффе" Me-262.

Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титоренко, Кожедуб на высоте более 3000 метров обнаружил неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских "Ла-7" скорости. Непревзойденный ас заметил, что немецкий пилот не контролирует пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик - он задумал встретить немца на пересекающемся курсе и расстрелять его снизу. Но Титаренко открыл огонь первым, немало удивив Кожедуба.

"Что такое? В противника летят трассы: ясно - мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титаренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает", - так в своих мемуарах вспоминал об этом поединке Иван Кожедуб. 

После войны Иван Никитович решил продолжить службу. Также он продолжал учиться: в 1949-м закончил Военно-воздушную академию, а в 1956-м Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительная авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу было присвоено звание Маршала авиации.

Фото из открытых источников / Фото: © РИА Новости / Михаил Кухтарев

Интересные факты об Иване Кожедубе

  • Будущий "король неба" в молодости увлекался рисованием, а в техникуме отвечал за оформление плакатов и стенгазет. Это помогло развить глазомер, наблюдательность и зрительную память, что впоследствии очень пригодилось в боях.
  • В юности Иван активно занимался спортом - гимнастикой, плаванием, лыжами, коньками. В 13 лет, подражая силачу после гастролей цирка в его селе, научился выжимать одной рукой двухпудовую гирю. Тренировки не забросил и на фронте, что было только на пользу - занятия спортом во время службы в авиации помогали  выдерживать значительные перегрузки.
  • Хотя поначалу в летном училище Кожедуба считали слегка медлительным, закончил курс он в числе лучших. Занимая должность летчика-инструктора, был очень строг и требователен - за это курсанты за глаза именовали его "Триждыдубом". Но Ивана Никитовича это волновало мало, в то время его гораздо больше расстраивал отказ командования отправить его на фронт.
  • В советской статистике указывалось, что Кожедуб сбил 62 вражеских самолета. Однако впоследствии к послужному списку легендарного летчика добавили еще две машины, которые по неизвестным причинам отсутствовали в наградных документах - PZL-24 и Me-109, сбитые в апреле и июне 1944-го. Не исключено, что и эта цифра не соответствует действительности — по воспоминаниям соратников, Кожедуб часто отказывался от сбитых в составе группы самолетов, записывая свои победы на счет ведомых и новичков. 
Историк заявил, что разгадал тайну крушения «Титаника»
Как российский крестьянин прославил подсолнечное масло на весь мир
Самое популярное