Close
28 марта 2024, Четверг
Информационно-познавательный портал. 16+

Почему потускнела Бетельгейзе

09.03.2020 Разместил: Редакция ESOREITER / Источник: ASTRONEWS.RU 1814

В конце прошлого года появилась новость о том, что звезда Бетельгейзе значительно померкла, в конечном итоге ее яркость упала примерно до 40% от ее обычной яркости. Это подпитывало популярные предположения о том, что красный сверхгигант вскоре взорвется как массивная сверхновая.

Почему потускнела БетельгейзеФото из открытых источников

Но у астрономов есть и более мягкие теории, объясняющие потускнение звезды. Ученые из Вашингтонского университета и Обсерватории Лоуэлла считают, что у них есть другое предположение: Бетельгейзе тускнеет не потому что она вот-вот взорвется, а просто потому, что находится в пылевом облаке.

В статье, принятой в Astrophysical Journal Letters и опубликованной на сайте препринтов arXiv, Эмили Левеск, доцент астрономии UW, и Филип Мэсси, астроном из Обсерватории Лоуэлла, сообщают, что наблюдения Бетельгейзе сделаны в феврале. Обсерватория в Флагстаффе, штат Аризона, позволила вычислить среднюю температуру поверхности звезды. Они обнаружили, что Бетельгейзе значительно теплее, чем ожидалось, так как потускнение должно было вызвать охлаждение поверхности звезды.

Новые расчеты подтверждают теорию о том, что Бетельгейзе - как и многие красные сверхгигантские звезды - вероятно, сбросила часть материала со своих внешних слоев.

Мы все время видим это у красных сверхгигантов и это нормальная часть их жизненного цикла, - сказал Левеск. Красные сверхгиганты время от времени сбрасывают со своей поверхности вещество, которое конденсируется вокруг звезды в виде пыли. Когда она остынет и рассеется, пылинки поглотят часть света, направляющегося к нам и заблокируют обзор.

Фото из открытых источников

Астрономы ожидают, что Бетельгейзе взорвется как сверхновая в течение следующих 100 000 лет, когда ее ядро схлопнется. По словам Мэсси, уменьшение яркости звезды, которое началось в октябре, не обязательно было признаком неизбежного появления сверхновой звезды.

Согласно одной из теорий, недавно образовавшаяся пыль поглощала часть света от Бетельгейзе. «Простой способ узнать это - определить температуру поверхности Бетельгейзе», - сказал Месси.

Измерение температуры звезды не является простой задачей. Ученые не могут просто навести термометр на звезду и получить показания. Но, глядя на спектр света, исходящего от звезды, астрономы могут рассчитать ее температуру.

«Эмили и я общались насчет Бетельгейзе, и мы оба согласились, что очевидной вещью является получение спектра», - сказал Месси. «У меня уже было запланировано время наблюдения на 4,3-метровом телескопе Лоуэлл Дискавери, и я знал, что смогу получить хороший спектр, несмотря на то, что Бетельгейзе все еще остается одной из самых ярких звезд на небе».

Свет от ярких звезд часто слишком сильный для детального спектра, но Мэсси использовал фильтр, который эффективно «демпфировал» сигнал, чтобы они смогли проанализировать спектр для определенной сигнатуры: поглощения света молекулами оксида титана.

Согласно Левеску, оксид титана может образовываться и накапливаться в верхних слоях крупных, относительно холодных звезд, таких как Бетельгейзе. Он поглощает световые волны определенной длины, оставляя контрольные «метки» в спектре красных сверхгигантов, которые ученый может использовать для определения температуры поверхности звезды.

По их расчетам, средняя температура поверхности Бетельгейзе 14 февраля 2020 года составляла около 3325 градусов по Цельсию, или 6 017 градусов по Фаренгейту. Это всего лишь на 50-100 градусов Цельсия ниже, чем температура, которую команда, включая Масси и Левеска, рассчитала как температуру поверхности Бетельгейзе в 2004 году. За годы до того, как началось ее драматическое затемнение.

Астрономы наблюдали облака пыли вокруг других красных сверхгигантов, и дополнительные наблюдения могут выявить похожий беспорядок вокруг Бетельгейзе.

За последние несколько недель Бетельгейзе снова начала набирать яркость, хотя и немного. Даже если недавнее затемнение не указывало на то, что звезда скоро взорвется, для Левеска и Мэсси это не повод, чтобы перестать следить за небом.

«Красные супергиганты - очень динамичные звезды» , - сказал Левеск. «Чем больше мы сможем узнать об их нормальном поведении - колебаниях температуры, пыли, конвекционных ячейках - тем лучше мы сможем понять их и распознать, когда может произойти нечто действительно уникальное, такое как сверхновая».