Close
19 марта 2024, Вторник
Информационно-познавательный портал. 16+

Каспийский монстр инженера Алексеева

24.01.2015 Клим Подкова 6139

«Сэр, - офицер положил перед генералом пачку фотографий, - русские испытывают на Каспии сверхскоростное судно, передвигающееся со скоростью свыше 400км/ч.» «Вы что-то путаете, это технически невозможно.» «Я не знаю, что там говорят наши инженеры, но разведка не ошибается». В 1966 году на Каспии проходили испытания экспериментального экраноплана инженера Алексеева.

Фото из открытых источников

Инженер Ростислав Алексеев

Фото из открытых источников

Славу Алексеева с детства тянуло к изобретательству. Особую тягу он испытывал к лодкам. Подростком он спроектировал и построил плоскодонку. На испытаниях лодка перевернулась. Испытатель чуть не утоп, промок, но происшествие нисколько не охладило его пыла. В 1935 году Ростислав Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт на факультет кораблестроения. Он бредит идеей создания скоростного судна, создает один проект, другой, третий, но математические расчеты показывают, что значительного выигрыша в скорости ни один из них не даст.

Алексеев приходит к мысли, что реализовать идею сверхскоростного судна в рамках классической модели невозможно. Значит, от нее надо отказаться! В 1941 году Алексеев пишет и защищает дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях».

Неклассическая модель

Первые попытки построить суда на подводных крыльях относятся к концу XIX века. На высокой скорости судно поднимается на своих крыльях над водой, снижается лобовое сопротивление воды, а это позволяет увеличить скорость. Но мощности используемой паровой машины явно не хватало для получения высокой скорости, необходимой для создания подъемной силы. Алексеев решил использовать эту старую конструкторскую идею.

В 1942 году он - начальник КБ, которое занимается исключительно проектированием судов на подводных крыльях. Созданные в 1943 году по разработкам КБ катера не принимали участия в боевых действиях, но доказали жизнеспособность нового направления в судостроении. В 1951 году группа инженеров, возглавляемая Алексеевым, была удостоена Сталинской премии второй степени.

Фото из открытых источников

В 1957 году появился пассажирский теплоход «Ракета» (вместимость 65 человек, скорость 70км/ч). С 1959 по 1976 г. феодосийский завод «Море» выпустил 389 «Ракет». Вслед за «Ракетой» появляются новые проекты: «Метеор», «Волга», «Спутник», «Комета». Последний («Буревестник») развивает скорость 95км/ч, но Алексеев понимает, что это уже предел. Схема исчерпала себя, для нового прорыва нужна новая идея.

Экраноплан

Летчики еще на заре авиации заметили, что при полете над самой землей возникает дополнительная подъемная сила, т.н. «экранный эффект». Алексеев решает создает корабль-самолет. Развив большую скорость, судно выходит из воды и летит над водой, используя экранный эффект. Это был действительно прорыв. Корабль-самолет летит над поверхностью воды, перелетая через мели и небольшие островки. Может выйти на плоский берег, лететь надо льдом или тундрой. Подъемная сила, суммируемая с экранным эффектом, позволяют создать летательный аппарат повышенной грузоподъемности и скорости.

«Каспийский монстр»

Фото из открытых источников

Естественно, идеей заинтересовались военные. Они углядели плюсы, ускользнувшие от гражданских экспертов. Летящий на низкой высоте экраноплан не виден для радаров, при этом ему абсолютно не страшны противокорабельные мины. В июне 1966 года на воду был спущен первый экспериментальный экраноплан. До появления в 1988 году АН-225 это был самый тяжелый летательный аппаратом в мире. В документах КБ экраноплан проходил как «КМ» (корабль-макет), американцы расшифровали аббревиатуру по-своему: «Каспийский монстр».

«Лунь» и «Орленок»

В 1983 году на базе «КМ» начали строительство (а в 1986 закончили) советского ударного ракетоплана-ракетоносца «Лунь», предназначенного для уничтожения авианосцев. Летящий над самой водой (от 4 до 14 метров) он был невидим для радаров и мог подойти на расстояние пуска ракеты (вооружение - сверхзвуковые крылатые ракеты «Москит», 6 шт). Высокая скорость (до 500 км/ч) делала его неуязвимым для боевых ракет кораблей охранения, «Лунь» с легкостью уходил от преследования, от него же уйти было невозможно (скорость атомного авианосца США – 70 км/ч.) Боевая нагрузка - 140 тонн, дальность плавания – 2.000 км. Американцы называли его «убийцей авианосцев».

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Одновременно военные пожелали иметь транспортно-десантный экраноплан, который был спущен на воду даже раньше «Луня» - в 1979 году. «Орленок» принимал на борт 2 боевые машины (БТР, БМП или танк) или 200 морских пехотинцев, взлетал при волнении в 3-4 балла, подымался в воздух на высоту до 2 км и свободно перелетал через мины и сетевые заграждения. Следующей ступенью в развитии технической мысли стал экраноплан, способный при необходимости отрываться от экрана и лететь подобно самолету - экранолет.

Экранолет

Фото из открытых источников

В 2000 году в КБ Сухого был готов первый проект экранолета С-90, способный летать в трех режимах: 1)самолет, 2) экраноплан, 3)судно на воздушной подушке. В отличие от самолета, экранолет не нуждается для взлета и посадки в подготовленной взлетной полосе, ему достаточно ровного участка суши или водной акватории. Скорость – 400км/ч, высота - от 0,5м до 4.000м, дальность полета – до 3.000км, коммерческая нагрузка 2.500-4.000 кг. После 2000 года какая-либо информация о С-90 из всех открытых источников пропала. На сайте КБ о нем нет ни слова. Интересно, что за сюрприз готовят нашим западным друзьям российские инженеры?

Ну и?

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Генеральный директор ассоциации «Космонавтика-человечеству» академик Альберт Никтин заявил, что разработан проект, рассчитанный до 2050 года по созданию экранопланов и насыщения ими вооруженных сил России. Первоначально изготовлять экранопланы предполагалось в Нижнем Новгороде. Однако, буквально на днях, о своей готовности подставить плечо заявил феодосийский завод «Море», некогда выпускавший суда на подводных крыльях. Крым – теперь территория РФ и предприятие имеет весьма реальные перспективы стать центром производства летательных аппаратов будущего. Автор: Klim Podkova