Close
19 марта 2024, Вторник
Информационно-познавательный портал. 16+

«Держи меня, или я убегу!»: что писали на ошейниках римских рабов

06.09.2021 Разместил: Редакция ESOREITER 3947

Рабство было широко распространено Римской империи. Военная экспансия наполнила Рим пленниками, и у исследователей есть убедительные доказательства того, что с рабами не всегда хорошо обращались.

«Держи меня, или я убегу!»: что писали на ошейниках римских рабовФото из открытых источников

До настоящего времени хорошо сохранилось около 45 «говорящих» римских ошейников, на которых имеются предупреждения о том, что их владелец был рабом.

Фото из открытых источников

Одним из самых знаменитых сохранившихся рабских ошейников, отличающийся своей полнотой и сохранностью, является ошейник Зонина (Zoninus). Латинская надпись большими буквами на воротнике гласит: «Fugi. Tene Me. Cum Revacaveris Me D. M. Zonino, Accipis Solidum.»

Это переводится как: «Я убежал. Поймать меня. Если ты вернешь меня моему хозяину Зонинусу, ты получишь плату в размере одного Солидуса».

Один Солидус в 4 веке нашей эры был равен одной золотой римской монете. Данное предупреждение гласит всем, кто его читает, что раб, который носил этот ошейник, убежал и, вероятно, убежит снова.

Один Солидус был достаточно серьезной ценой за возвращение раба и показателем их ценности. За такое вознаграждение римляне, скорее всего, вернут собственность владельцу.

Ошейник был сделан из железа и бронзы. Бирка с надписью была выкована из бронзового листа и закруглена по углам, чтобы не травмировать раба. Шейное кольцо из железной проволоки ошейника было сделано так, чтобы его никогда не сломали, то есть рабство предполагалось на всю жизнь.

Многие ученые считают, что сам ошейник считался серьезным наказанием, так как не все рабы его носили. Это наказание, по-видимому, применялось к тем, кто сбежал и был пойман.

Многим рабам наносились татуировки на лицо или лоб, тем самым указывая будущим работорговцам на тяжесть их преступлений. Работорговцы надеялись таким образом деморализовать рабов, подчеркивая, что они считаются не более чем собственностью.

Как и в случае с ошейником Зонина, имя рабовладельца часто включалось вместе с отказом от ответственности, чтобы рабы могли быть возвращены их законному владельцу. В других ошейниках также был указан адрес рабовладельца, чтобы помочь ему в возвращении беглого раба.

По сути, включение такой информации предполагает, что сами рабы были неграмотны и не понимали опасности, которую представляет информация, висящая у них на шее.

Внушительных размеров ошейники были предупреждением для всех, кто осмелился бы купить такого непокорного раба, и для рабов, которые их носили.

Бегство было такой проблемой, что целые предприятия были посвящены возвращению беглых рабов.

Побег был настолько обычным делом, что по большей части считался виной рабовладельца. Также ответственность владельца заключалась в том, чтобы тот указал всю необходимую информацию о характере раба. Римское право гласило, что покупка может быть признана недействительной, если владелец не раскроет какие-либо из этих необходимых сведений.