Close
24 октября 2024, Четверг
Информационно-познавательный портал. 16+

Погремушка и Флобер

23.01.2004 Разместил: Редакция 799

- Жат-ро-пер, - громко читала трехлетняя Нато перевернутые вверх ногами буквы. Папа поначалу не обращал внимания на упражнения дочери, но вдруг распрямил согнутую пополам газетную полосу, увидел вверху слово «Репортаж» и воскликнул:

- Ну-ка, Нато, повтори, что ты сказала.

- Жатропер, - ответила девочка.

- А так? – папа показал дочке нормально повернутую к ней газету.

- Ре-пор-таж, - продекламировала она.

Так доктор психологических наук Арчил Арчилович Алхазишвили убедился, что его младшая дочь умеет читать. Удивляться ему как раз и не следовало бы: ведь он сам начал обучать ее чтению с двухлетнего возраста.

И вот в три года первый спонтанный прорыв: «Жатропер». Еще через год Нато свободно читала любой текст.

- Если бы я подсунул ей учебник по микробиологии, - улыбается Арчил Арчилович, - не было бы никаких затруднений.

Когда я побывал в доме Алхазишвили, Нато училась в третьем классе. Читала второй том Конан Дойля, первый «проглотила» неделю назад. Девочка охотно беседовала со мной о книгах: ей уже был знаком весь Дюма. Майн Рид для нее скучноват. Зато Марка Твена обожает.

А.А.Алхазишвили, руководитель лаборатории психологии обучения второму языку Института психологии АН Грузии, убежден: если обучать детей чтению с младенческого возраста, в первый класс они придут уже с солидным читательским опытом, освободятся сотни часов дефицитного школьного времени. Кроме того, считает профессор, раннее приобщение к печатному слову открывает огромные возможности для легкого, естественного овладения скорочтением.

Но как обучать двухлетнюю крошку, едва умеющую произносить слова? Не повредит ли это нормальному развитию ребенка?

- Нисколько, - заверяет Арчил Арчилович, - напротив, познания маленького человечка возрастут, увеличится количество вечных «почему» – только и всего. А как обучать? Пусть буквы, затем слова, фразы висят на стене – малыш сам не обойдет их вниманием. Уже доказано: подобное скрытое обучение намного эффективней намеренного.

Так что не удивляйтесь, встретив в метро воспитанника детсада, бегло просматривающего семнадцатый том Диккенса.

Даниил Земляк На грани невозможного 25(330),2003

Если они существуют, то это новое оружие массового поражения
Чудесные спасения