Close
21 ноября 2024, Четверг
Информационно-познавательный портал. 16+

Почему лётчики люфтваффе так боялись столкнуться в воздухе с «кубанской этажеркой»

01.10.2020 Разместил: Редакция / Источник: RUSSIAN7.RU 2911

Историки утверждают, что в 1943 году в небе над Кубанью советская авиация впервые в Великой Отечественной войне продемонстрировала своё превосходство над Люфтваффе. Именно при прорыве гитлеровской линии обороны «Gotenkopf» советскими лётчиками-истребителями была применена знаменитая «кубанская этажерка».

Фото из открытых источников

Что это за приём воздушного боя

«Кубанскую этажерку» как приём ведения воздушного боя в ВВС СССР впервые применили во время битвы за Кубань в 1943 году. Гитлеровцами на краснодарско-таманском направлении была создана одна из самых протяжённых линий обороны за всю историю Второй мировой войны – «Gotenkopf» («Голова гота», в переводе с немецкого; «Голубая линия» с современной историографии). В воздухе у Люфтваффе и ВВС СССР в этом районе был паритет – у каждой стороны было порядка 900 истребителей.

Историки считают, что авторство «этажерки» было коллективным, однако в своих мемуарах трижды Герой Советского Союза, один из самых известных асов Великой Отечественной, Александр Покрышкин, даёт понять, что обдумал и внедрил эту схему полётов истребителей именно он, «выносив в мыслях и душе за многие ночи и дни раздумий».

Более детальное описание принципа действия «кубанской этажерки» дал ведомый Покрышкина, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Весной 1943 года наши истребители уже летали на «Аэрокобрах» (американский истребитель Bell P-39 Airacobra), и главной задачей в небе над Кубанью для советских ВВС было уничтожение бомбардировщиков Люфтваффе.

Принцип «этажерки» сводился к тому, что в небе патрулирующая восьмёрка наших истребителей делилась на ударную и прикрывающую группы. Шесть самолётов-«ударников» поднимались на высоту в 2 – 2,5 км, их задачей было сбивать немецкие бомбардировщики. Верхняя пара, находившаяся на трёхкилометровой высоте, нацеливалась на уничтожение истребителей Люфтваффе. Как вспоминал, Глинка, первый же вылет группы по схеме «кубанской этажерки» показал эффективность данного лётного приёма: ударной группе удалось не допустить, чтобы вражеские бомбардировщики отбомбились по позициям РККА, а пара самолётов прикрытия «сковала боем» 4 истребителя Люфтваффе. Впоследствии для прикрытия выделялись уже по 2 – 3 пары самолётов, обеспечивавших работу истребителей-«ударников».

Пары истребителей ударной группы (обычно две) шли на расстоянии 200 – 300 м друг от друга с дистанцией 50 – 75 м. Истребители прикрытия возвышались над «ударниками» на километровую высоту. При отсутствии прикрывающих гитлеровских бомбардировщиков истребителей наши защитники ударной группы также могли атаковать немецких бомбовозов, поддерживая своих «ударников». Дмитрий Глинка писал, что подобный строй себя оправдывал: при атаке советской ударной группы гитлеровские истребители, заходя на второй круг, тотчас же атаковывались нашими из отряда поддержки; соответственно, и ударники могли помочь своим товарищам отбить атаку истребителей Люфтваффе.

Эшелонированные «этажерки» зачастую летали четырьмя парами, выстраиваясь в определённом порядке, что не позволяло противнику сразу оценить численность истребителей советского патруля и способствовало эффективности атаки. С применением Люфтваффе своих истребителей в качестве бомбардировщиков, по словам Дмитрия Глинки, несколько видоизменилась и структура советской «кубанской этажерки»: в состав её «ударников» входило уже 3 – 4 пары самолётов, а для их прикрытия использовалась только пара истребителей. Четырехпарная ударная группа разбивалась надвое, она шла с удалением друг от друга на 600 м и с километровой разницей в высоте.

Немцы её критиковали, но… и переняли

По воспоминаниям генерала Люфтваффе Вальтера Швабедиссена, метод «кубанской этажерки», применявшийся русскими с 1943 года, особых успехов им не принёс, поскольку оказался тактически уязвимым: как считал Швабедиссен, подобная группировка сил в одном месте оголяла истребительное прикрытие в другом направлении.

Однако мемуары ещё одного советского героического лётчика-истребителя Великой Отечественной, Ивана Кожедуба свидетельствуют о том, что немцы и сами использовали «этажерку» – в частности, в боях за Днестром в 1944 году. Трёхъярусная «этажерка» «Юнкерсов» выстраивалась Люфтваффе для того, чтобы хотя бы одна из трёх групп бомбардировщиков достигла цели. В составе первого такого тройственного «союза», который штурмовали наши истребители, как писал Кожедуб, было свыше 100 «Юнкерсов», «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». По итогам сорокаминутного боя уцелевшие бомбардировщики вернулись на базу, так и не отбомбившись на позиции советских войск.

Советские лётчики использовали для противодействия подобным группам гитлеровских бомбардировщиков многоэшелонированный боевой порядок истребителей, организовывали бой в нескольких ярусах и умело применяли радиолокационные средства. Только за 3 – 4 дня Ясско-Кишинёвской операции, по словам Ивана Кожедуба, наши лётчики сбили порядка 300 гитлеровских самолётов, уничтожив в итоге практически всю ясскую авиагруппировку Люфтваффе.

Николай Сыромятников

Кто пользовался «правом первой ночи» и почему это было выгодно
Русские жили в городах, когда немцы и скандинавы ещё не знали их
Метки:
Война СССР
Самое популярное