Close
26 апреля 2024, Пятница
Информационно-познавательный портал. 16+

В России созданы сапоги-скороходы. Спрашивайте в магазинах!

14.04.2015 Клим Подкова 3115

Помните сказочные семимильные сапоги-скороходы? Один шаг – семь миль за плечами! Так вот: в России изобрели такую чудо-обувь и налаживают ее промышленное производство!

Фото из открытых источников

Потрясающая тема для дипломного проекта

Началась эта история в 73 году прошлого века, когда студент Уфимского авиационного института Виктор Гордеев отправился на военные сборы. (В СССР все студены ВУЗов проходили военную подготовку и вместе с дипломами получали офицерские погоны с лейтенантскими звездочками) Вернувшийся со сборов измученный студент посетовал своему руководителю дипломного проекта на изнурительные марш-броски: «А кирзачи – тяжеленые, еле-еле в них бежишь, впору мотор к ним приспосабливать!» Преподаватель задумчиво почесал подбородок: «Ну вот Вам и тема для диплома».

Тему утвердили, Гордеев приступил к работе. Диплом был написан, даже изготовлен опытный образец, защита прошла успешно, студент стал инженером и уехал по распределению. А сапоги попали на выставку научно-технического творчества молодежи, где вызвали дикий восторг.

Внешне сапоги выглядели как ходули, внутри которых находился подвижный поршень, приводимый в движение двухтактным двигателем внутреннего сгорания. Передвижение в этих сапогах осуществлялось прыжками, каждый из которых – по 2-3 метра. О необычных сапогах написала «Техника молодежи», оттуда статья перекочевала в «Правду».

Все лучшее – детям (и армии!)

В Уфу приехали представители Министерства Обороны СССР, чтобы посмотреть на чудо-сапоги и прикинуть: а нельзя ли переобуть в них пехоту? Идея, конечно, была «сырая»: сапоги были тяжелыми (5 кг каждый «сапог»), двигаться в них без подготовки было невозможно, стоимость изготовления каждой пары - баснословная.

Но сама идея военным понравилась, и они высказали пожелание коллективу института продолжить работу над проектом. В СССР «пожелание» Министерства Обороны приравнивалось к приказу, поэтому работу продолжили, а чтобы иностранцы не сделали чудо-сапоги раньше нас, на все публикации о сапогах «Сайгак» военные наложили жесткое табу.

Под грифом «секретно»

К концу 80-х в институте создали приемлемый опытный образец. Министерство Обороны разместило заказ на партию в 50 штук. Но вскоре в СССР началась перестройка, и уже всем было не до сапог-скороходов.

Вспомнили о них в конце 90-х. Проект реанимировали, в 2000-м году изготовили опытную партию. Военные сапоги испытали, отозвались о них положительно, но отметили, что на автотранспорте пехота все же передвигается быстрее, а в трудно проходимой местности, где машинам ходу нет, и чудо-сапоги не помогут. Отказавшись от внедрения уфимских «сапог» в армии, военные сняли с разработки гриф секретности, и у сапогов началась гражданская жизнь.

Сапоги-скороходы – в массовое производство!

Фото из открытых источников

К сегодняшнему дню разработчики (среди которых и Виктор Гордеев!) снизили вес каждого «сапога» до 1,5 кг, увеличили скорость перемещения в сапогах до 25-30 км/ч, длину прыжка до 5м. Расход топлива на 100 км – 0,4 литра. Стоимость изготовления снизилась с 1.000$ до 300$.

Уфимский «Экомотор» уже готовится к серийному выпуску «Сайгаков». Есть заказы, как от россиян, так и из-за рубежа. «Экомотор» планирует выйти на объемы в 10.000 пар в год, а Виктор Гордеев с соавторами мечтает довести вес каждого «сапога» до 1 кг. Это позволит увеличить длину прыжка до 7м. и скорость - до 60 км/ч. Маленький Мук будет рыдать от зависти. Автор: Klim Podkova

‹ Назад
Вперед ›
Интересное в СМИ