Физик Майкл Правика верит, что наше сознание, возможно, способно путешествовать по..
Исследователи предполагают, что проходящая мимо звезда могла повлиять на размещение..
Больше ста лет продолжаются активные и безуспешные поиски так называемой библиотеки Ивана Грозного. Среди архитектурных комплексов позднего средневековья на роль надземного указателя клада претендовали Кремль, Успенский монастырь Александровой Слободы, храм Христа Спасителя и Коломенское. Именно в последнем искал и будто бы почти нашел таинственную либерею археолог И.Стелецкий. И здесь же полвека спустя - снова почти - нашел ее строитель В.Поршнев. Впрочем, это те самые случаи, когда "почти" - не считается.
Зоя (в православном звучании имени - Софья), племянница византийского базилевса Константина XI из династии Палеолог, выйдя в 1472 году замуж за великого московского князя Ивана III, не просто сменила константинопольскую прописку на московскую. Прибыв из тогдашнего дальнего зарубежья в белокаменную, она привезла поистине бесценное приданое - значительную часть библиотеки, спасенной от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византийской империи.
Что содержала либерея? Судя по упоминаниям князя Курбского, бежавшего в Литву, царь Иван Васильевич мог читать труды Платона, Аристотеля, Цицерона. Со слов ливонского пленника Иоанна Виттермана, бежавшего из Москвы в Прибалтику, в сокровищнице Грозного хранились комедии Аристофана, "Энеида" Вергилия, утраченные ныне сочинения таких более неизвестных античных авторов, как Замолей и Гелиотроп.
Иван IV якобы существенно пополнил собрание деда и бабки - в частности, после взятия Казани присовокупил ценнейшие рукописи средневековых арабских исследователей из собрания казанского хана. По слухам, либерея содержала также колдовские наставленья и книги по магии. Не чуравшийся запредельных знаний Иван Васильевич будто бы и сам наложил страшное заклятье: кто приблизится к его сокровищнице, лишится зрения.
Вряд ли оно всегда срабатывало - видели же либерею и царевна Софья и ее брат Петр I, не страдавшие, как известно, слепотой.
Но есть и другие свидетельства, впрочем, мифологические. Поисками библиотеки Ивана Грозного в начале 30-х годов XX столетия занимался Аполос Иванов, служивший в то время в охране Кремля. Пройдя подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю, он обнаружил немало прикованных цепями к стене истлевших скелетов. Клад Грозного А.Иванов так и не нашел, а вот зрение потерял, хотя и годы спустя.
Почему ценнейшее собрание ищут в подземельях, понять можно. Деревянная Москва часто горела, порой выгорала целиком. Сама же Софья и распорядилась спрятать сундуки в каменном склепе, где их не достигнет огонь. Но подземных помещений в средневековой Москве было великое множество: практически все монастыри и многие усадьбы снабжались разветвленной сетью скрытых от глаз сооружений. И отнюдь не все из них уцелели.
Так что география возможных поисков обширна. Не исключая, что часть фолиантов может быть спрятана под Кремлем, что-то в Александрове, а что-то в Вологде - еще одной опричной вотчине Грозного (в пользу каждой версии имеются свои доводы), остановимся на подмосковной царской усадьбе - селе Коломенском.
Книги по-прежнему «мертвые»
Наиболее серьезный научный интерес к библиотеке Ивана Грозного проявил известный московский археолог Игнат Яковлевич Стелецкий. Поработав в поисках тайных сокровищ и в Кремле, и в шатровой церкви Вознесения в Коломенском, он затем самое пристальное внимание уделил пятиглавой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, что поблизости от Коломенского.
В своем обширном труде "Мертвые книги в московском тайнике" археолог поведал, как именно его внимание оказалось привлечено к стоящему на отшибе храму. Перед самой Отечественной войной он разговорился с пожилым крестьянином, жителем села Дьякова, отец которого служил церковным старостой в Дьяковском храме. Будучи молодым, собеседник Стелецкого, в то время церковный сторож, заприметил в храмовой стене небольшую дверцу. Подбив своего приятеля, кузнеца, отковать ключ к замку, они вместе открыли дверь и спустились по каменной потайной лестнице вниз. Упершись в конце хода в запертые железные двери и истлевший скелет перед ними, перепуганные кладоискатели вернулись наверх. После этого во время ремонта дверцу внутри храма заложили кирпичиком.
Стелецкий продолжал поиски - визуальные и архивные. Он отыскал письменные источники, в коих глухо намекалось на проведение серьезных земляных работ в окрестностях Коломенского.
Обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, археолог обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Стелецкий проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Значит, в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы.
В 1938 году археолог приступил к раскопкам в окрестностях Дьяковской церкви. И на глубине семи метров даже наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
Отчет о поисках либереи и свои догадки о возможном месте ее захоронения Игнат Яковлевич изложил в третьем томе своего труда. Рукопись которого вместе с частью архива ученого была украдена. Краевед, исследующий тайны Коломенского, Евгений Иванов считает, что это дело рук НКВД, который всегда был одержим любопытством к поискам Стелецкого.
"Конечно, обнаруженная кладка не говорит еще о том, что под ней скрыта именно "библиотека Ивана Грозного", - писал археолог. - Но она неоспоримо свидетельствует о присутствии в недрах Дьяковской возвышенности некоего колоссального по своим размерам подземного сооружения, вероятно, хранилища".
Проверить свои догадки Стелецкому было не суждено: сначала война, потом таинственное исчезновение архива, а вскоре и смерть ученого отодвинули открытие в следующую эпоху. Которая, возможно, еще не наступила.
Последний свидетель
В редакцию позвонил Владимир Федорович Поршнев, строитель из подмосковного Реутова. У него - своя версия местонахождения библиотеки.
В преддверии московской Олимпиады он, в то время главный инженер управления "Мособлстройреставрация", руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. Однажды ему домой позвонил Володя Бобков, начальник участка, и доложил: наткнулись на подземный ход. Поршнев примчался на объект.
В центре храма, ближе к алтарной части он увидел снятую белокаменную плиту пола, а под ней утрамбованный песок. Рабочие начали его разгребать. Открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены храма. Над ступенями и лазом обнаружился свод и большемерного кирпича. Прокопали метра полтора - лестница уводила дальше.
Тогда, посовещавшись, главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Николай Николаевич Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника "Коломенское" о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз вглубь метра на четыре.
Увидев следы деятельности неведомых кладоискателей и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили надежно закрыть подземелье. Засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту. Так, до лучших времен строители обезопасили интересный объект.
Годы спустя храм вернули епархии, и вряд ли его настоятель знает о подземном лазе. А вот Владимир Федорович лет через двадцать после совершенного открытия побывал в подземелье еще раз. Но - во сне. Его провели по наклонной лестнице, он попал в сводчатый склеп, расположенный на глубине 12.5 метров у западной стены церкви. Под его сводом покоятся не только сундуки с античными и средневековыми фолиантами, но также кожаные мешки с царской казной и гроб царевича Ивана, убитого разъяренным отцом Иваном Васильевичем.
Мало ли, однако, что может привидеться во сне? Владимир Федорович, человек вполне здравомыслящий, и сам это понимает. Поэтому задумал явленную во сне картину проверить. Но как? Вернуться к раскопкам или хотя бы просветить землю возле церкви не представляется возможным.
Начал искать ясновидящих. Получил телефон Тамары Михайловны Махныревой из города Лабинска. Она прислала Поршневу рисунок, на котором склеп с сокровищами изображен справа от входа в церковь. Местоположение соответствует давней находке подземного лаза. Схема не противоречит сновидению. Неплохие исходные данные для новых поисков. Но кто поверит увиденному во сне и догадке прорицательницы?
Не время для открытий
А что в музее-заповеднике "Коломенское"- знают ли о сокровищах, лежащих, возможно, почти под ногами?
Я задал этот вопрос Владимиру Егоровичу Суздалеву, историку, бывшему главному хранителю музея. О поисках Стелецкого Владимир Егорович знает лишь то, что археолог искал библиотеку в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, Игнат Яковлевич очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора Петра Дмитриевича Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стелецкому, одержимому манией кладоискательства, портить памятник.
Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, она была оборудована печно-воздушной системой отопления. Возможно, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 году сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
Обратился и к Игорю Юрьевичу Прокофьеву, известному в Москве оператору биолокации, в прошлом неоднократно работавшему в Коломенском. Ему довелось обнаружить сквозь земную толщу систему подземных ходов, тянущихся под Голосовым оврагом (который разделяет Коломенский и Дьяковский холмы) в сторону Москвы-реки, и связанные с нею подземные монашеские кельи размером 1х2 метра.
В принципе, метод биолокации позволяет выявить спрятанный в земле склеп с сокровищницей. Но искать его Игорь Юрьевич считает несвоевременным: ну, допустим, найдем – и что дальше? Тотчас местные орлы разграбят клад. Может быть, все неудачи, связанные с поисками библиотеки Ивана Грозного, закономерны, и в этом случае их не стоит считать неудачами? Просто еще не пришло время, когда сокровища мирового значения могут достаться государству, озабоченному их сбережением. А не жаждущим легкой наживы авантюристам.
Если это так, либерея Палеологов остается сокрытой от наших глаз, недостойных ее лицезреть.
Даниил Земляк
На грани невозможного 25(356),2004
Физик Майкл Правика верит, что наше сознание, возможно, способно путешествовать по..
Исследователи предполагают, что проходящая мимо звезда могла повлиять на размещение..
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше (16+)
Материалы, размещенные на сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта, активная ссылка на esoreiter.ru обязательна.
▪ О проекте / Контакты ▪ Редакционная политика ▪ Политика конфиденциальности ▪ Пользовательское соглашение
Наши контакты: esoreiter@yandex.ru, гл.редактор А.В.Ветров Телефон редакции: +7 (917) 398-10-94
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов и принимаете условия Политики конфиденциальности.