Close
29 марта 2024, Пятница
Информационно-познавательный портал. 16+

Новейший ионный двигатель позволит НАСА слетать на Марс

17.10.2017 Виктория Прайм 3579

Недавно мы писали о том, что космические полеты НАСА оказались неожиданно для мировой общественности под угрозой. Выяснилось, что у американцев подходят к концу запасы плутония-238 – невероятно ценного и редкого вещества, необходимого для работы радиоизотопных термоэлектрических генераторов. Во всех Соединенных Штатах сегодня осталось около 34 килограммов этого радиоактивного нуклида, чего уже не хватит даже для миссии наподобие «Кассини».

Новейший ионный двигатель позволит НАСА слетать на МарсФото из открытых источников

Однако не успели представители американского национального космического агентства огорчить обывателей этой печальной новостью, как сразу сообщили им другую, на этот раз весьма обнадеживающую. По словам руководства НАСА, ученые Университета штата Мичиган завершили создание нового ионного двигателя «Х3», который может позволить человеку отправиться в ближайшие 20 лет на Марс и далее в космос. Звучит, конечно, слишком фантастически, однако специалисты по аэронавтике всерьез предполагают, что будущее космических полетов за ионными двигателями, а не за теми, которым требуются химическое или радиоактивное топливо.

Достоинства и недостатки ионного двигателя

«Х3» представляет собой инновационный двигатель, который использует для создания тяги поток ионов (плазму), разогнанный в электрическом поле до сверхвысоких скоростей. В теории ракета, снабженная таким двигателем, сможет лететь со скоростью 40 километров в секунду против 5 километров у обычной ракеты. Как нетрудно подсчитать, космические летательные аппараты станут преодолевать те же расстояния в 8 раз быстрее. Несмотря на то что ионному ускорителю тоже необходимо топливо, его будет требоваться гораздо меньше по сравнению с современным двигателем.

Фото из открытых источников

Таким образом, на борт космических кораблей можно будет брать более значительные объемы полезного груза. Все это, как уверены в НАСА, подарит нашей цивилизации реальную возможность отправиться в обозримом будущем на Красную планету. В качестве рабочего тела для «Х3» могут выступать неон, аргон, криптон, ксенон и другие ионизированные инертные газы, а также, возможно, ртуть (кстати, есть мнение, что инопланетяне также используют ртуть в своих межзвездных кораблях). Источником энергии для ионизации этого топлива станут фотоэлектрические преобразователи, то есть всем известные солнечные батареи.

Американцы сообщают, что их новейший двигатель выдает мощность свыше 100 киловатт, генерируя тягу порядка 5,4 ньютона. Что касается тяги, то, по сравнению с химическими ракетными двигателями, это не так-то много, однако инженеры НАСА намерены решить эту проблему, заставив ускорители генерировать по нескольку потоков вместо одного. Другим недостатком «Х3» на текущий момент являются его огромные габариты. Пока такой двигатель можно перемещать исключительно при помощи подъемного крана.

Воронежский ионный двигатель

Напомним, что в 2015 году разработку похожего электроракетного реактивного двигателя завершили совместными усилиями ученые Воронежского конструкторского бюро химавтоматики и Московского авиационного института. Российские ученые работали над созданием своего ионного ускорителя с 2013 года. Отечественное изобретение пока несколько уступает по некоторым параметрам американскому, однако воронежские и московские умельцы продолжают совершенствовать и успешно тестировать свое детище. Цель у наших соотечественников такая же, как и у НАСА: сделать космические полеты гораздо более быстрыми, дешевыми, простыми и надежными. Заметим к слову, о российской разработке тогда никто за пределами нашей страны даже не написал, хотя сегодня зарубежная пресса вовсю трубит о достижениях американцев. При этом сами создатели ионного двигателя не прочь воспользоваться достижениями россиян, которые всегда придумывают что-то неожиданно оригинальное и неповторимое…