Close
24 апреля 2024, Среда
Информационно-познавательный портал. 16+

Жизнь пришла из другого мира?

22.09.2013 Андрей Ветров 1319

Зиновьева Н.Б. Статья первая Каким образом неживое становится живым? Очень странно, что этот самый главный вопрос наука старательно обходит и делает вид, что его нет. Вроде как серьезному ученому об этом думать не пристало. И тем не менее, давайте зададим себе этот вопрос.

Фото из открытых источников

И для начала его сформулируем так: чем живое отличается от неживого? Для ответа на него проведем очень несложный логический анализ, заключающийся в вычленении характерных черт того и другого, различающих их и объединяющих. Что их объединяет? Объединяют физические характеристики, таблица Менделеева – представленность в живом и неживом одних и тех же химических элементов, а также осуществляющиеся между ними взаимодействия – химические реакции. Это очевидно, и на основании этой общности, в первую очередь, элементного состава, сделан такой напрашивающийся вывод о естественном перерождении неживой материи в живую. Ну, правда, в каких-то особых условиях, поскольку эмпирический опыт убеждает нас, что просто так это не происходит.

Проводились опыты синтеза органики из неорганики, какие-то сложные органические молекулы получались, но их время существования было недолгим и самое главное – они не стали живыми: не стали самопроизвольно, без внешних воздействий обмениваться с внешней средой веществом, энергией, информацией, наращивать свой объем, развиваться, т.е. структурно усложняться, порождать себе подобных.

Значит, мы делаем вывод – живое и неживое имеют общую элементную основу и в то же время существенные различия. Например, развитие, внутреннее усложнение, размножение, целесообразное реагирование. Ведь даже простейшее живое существо ищет источники питания, ограждает себя от негативных воздействий среды, функционирует в среде себе подобных, рождается и умирает. Эти существенные различия, присущие живым существам, не могут появиться у неорганики вдруг, ни с того ни с сего. Муха летает в поиске пищи, уворачивается от мухобойки и, отложив личинки, производит на свет еще полчища таких же, как она. А камень, лежащий у дороги, сам по себе не сдвинется с места, ему ничего не надо, он не растет и не наплодит еще кучу камней.

Да и молекулы органики сильно отличаются от молекул неорганики. Они такие сложные, громоздкие! Предположение самопроизвольного акта усложнения логически стройной, компактной, а самое главное – устойчивой молекулы неорганики (а об устойчивости свидетельствует тот факт, что ее разложить на составные элементы не так просто, в отличие от органики) выглядит как то малообоснованным.

Органика – это то, что осталось от некогда живых существ. Это продукты распада былой жизни. Молекулы неустойчивые – поэтому легко горючи. И мы используем их повсеместно, и прежде всего - для извлечения энергии – газ, уголь, сланцы, нефть, дрова. Обратный процесс - распада органики до состояния неорганики ясен. Непонятно, как сформировалась органика. Откуда взялось такое множество живых форм?

Сразу отбросим гипотезы типа «залетел какой-то вирус или еще что-то на хвосте кометы, метеорите», «осеменили гуманоиды» и т.д. Это отодвигает проблему чуть подальше, но не решает ее. Ведь все равно жизнь где-то должна была зародиться. Не будем касаться и религиозной трактовки – как акта творения божественной силой. Будем искать другие гипотезы.

В частности, пищу для размышлений нам дает фантастика. У Айзека Азимова есть повесть, где он описывает два разных мира, устроенных по противоположным законам. Осознание возможностей, которые дает такая организация, позволяет жителям двух миров построить «трубу» между ними. Перекачивая по ней туда-сюда вещество, они получили неиссякаемый, экологически чистый источник энергии, причем, для той и другой сторон одновременно.

А если предположить, что такая «труба» уже существует и работает? Попробуем на феномен жизни посмотреть с этой позиции. Пофантазируем. Представим, что есть где-то другой мир, устроенный по другим законам, противоположный нашим. У нас материя распадается, и распад осуществляется на всех уровнях одновременно (макро, микро, на антропогенном уровне). Следствие распада – дискретность, т.е. «разорванность» материи, пространственная обособленность отдельных предметов, атомов, частиц, звезд и т.д. Там же действуют иные силы, противоположные, способствующие соединению, синтезу, усложнению. Там, где основной принцип – синтез, он приводит к слиянию, неразрывности, монолитности, тому, что в науке называется континуальностью. Такой мир не может состоять из материи. Материя грубая и косная, неспособная к такой трансформации. Скорее всего, субстанция в фантазируемом нами мире иная. Я бы назвала ее энергетической субстанцией, неким полем, континуальным в пределах ее границ.

Теперь представим себе, что будет, если эта субстанция попадет в наш мир. Попадая сюда, она вынуждена будет подчиняться законам этого мира, то есть - распасться на мельчайшие дискретные частицы. Ведь здесь все дискретно, даже световая волна разбивается на фотоны! И чтобы самосохраниться она вынуждена будет построить себе защиту, оболочку. Из чего? Только из материи. Ведь больше же не из чего! Наверно лучше всего это произошло бы в жидкой среде, где молекулы подвижны. В воздушной, правда, они также подвижны, но воздух разряжен, они друг от друга находятся на большом расстоянии. Нужна еще оптимальная плотность. Притянув к себе молекулы, эта энергетическая субстанция тем самым «закрепилась», «законсервировалась», обособилась от внешнего мира, который для нее враждебен, ибо угрожает распадом. Но этого мало. Ее сущность в развитии, ей нужно больше. Она притягивает больше молекул и сама увеличивается в объеме. Молекулы между собой вступают во взаимодействие, начинаются биохимические процессы. Но они не распадаются, потому что энергетическая субстанция их «держит» вопреки законам этого мира. Поэтому и получается сложная молекула органики из неорганики, которая не может сформироваться самопроизвольно.

Но и развиваться ей вопреки материальным законам проблематично .Есть некие пределы роста, за рамками которых эта живая клетка, теперь мы можем так ее называть, существовать не может. И она – делится! Каждая дочерняя клетка начинает новую жизнь, но только до определенного предела, после которого опять следует акт деления. Существуя вместе, они образуют систему, которая начинает накапливать резервы. Эти резервы позволяют наращивать объем, формировать функциональные подсистемы – органы. И уже это не единичная клетка, а организм. Но только под защитой материальной оболочки энергетическая субстанция может проявлять активность – передвигаться, вести обмен со средой, захватывать все большее пространство – все, что так характерно для живого. Без оболочки ей в этих условиях не выжить. А оболочка – штука ненадежная, ее нужно все время поддерживать, защищать, кормить, поить, лечить, одевать, мыть. Баланс энергетической субстанции и материальной оболочки – вот сущность жизни. Его нарушение грозит смертью.

Смерть – понятие для неорганической материи неактуальное. Для жизни же это - отделение пришедшей в негодность материальной оболочки от вырастившей ее энергетической субстанции. И происходит это по разным причинам. Например, по причине изношенности или насильственного разрушения оболочки. Причем, этот последний пример весьма доказательно работает на гипотезу. Если оболочка разрушена не сильно, то энергетическая субстанция может, актуализируя внутренние резервы, ее «залатать», и тем самым – самосохраниться. Ну где вы видели, чтобы неорганика сама себя латала? А живые существа – на каждом шагу.

Куда после смерти исчезает эта субстанция – вопрос пока открытый, а вот оболочка остается и начинает вести себя как все неживые объекты в материальных условиях – распадаться! Ведь энергетической защиты, которая бы ее удерживала в состоянии целостности, у нее уже нет. А поскольку форма ее в материальных условиях громоздкая, неравновесная, то распадается она замечательно, позволяя извлечь при этом огромное количество тепловой энергии. Вот оно действие энергетической «трубы» из другого мира!

Получается, что в каждом из нас есть эта энергетическая субстанция, и все мы в этом мире – пришельцы, оккупировавшие неживую планету самыми разнообразными формами жизни. И живем мы по законам двух миров. С одной стороны, по законам неорганической материи, которые жестко детерминированы и однозначны. С другой стороны, по законам иного мира, нашей «исторической родины». Последние в полном объеме воспроизведены в этой неподходящей обстановке быть не могут, поэтому реализуются лишь частично, изредка давая возможность тем или иным сверходаренным личностям демонстрировать «чудо». Что такое чудо? Это действие иных законов, противоречащих тем, которые главенствуют в этом мире. Вроде бы так быть не может, а это происходит. Силой мысли двигают предметы, пляшут на раскаленных углях, левитируют, пророчествуют, погружаются в анабиоз и т.д.

Вот поэтому попытки синтеза из неорганики органических молекул для создания живой клетки, осуществлявшиеся в лабораториях, схоластически бессмысленны. Ведь там воспроизводили только оболочку, без наполняющей ее субстанции. А в природе все это происходит легко и повсеместно. Жизнь плодится и множится. Мы только и делаем, что боремся с полчищами сорняков, вредителей полей, болезнетворными микробами, тараканами, мухами и комарами, которые размножаются быстрее, чем мы их уничтожаем.

Конечно, это только гипотеза. Как у всякой гипотезы, у нее есть слабые места. Сразу встает целый ряд вопросов: что это за энергетическая субстанция? Как она попала в этот мир? Где проходит граница между мирами? И самое главное – что это за мир такой, откуда мы родом? А может быть пора разобраться с этим вопросом?

‹ Назад
Вперед ›
Интересное в СМИ