Close
20 апреля 2024, Суббота
Информационно-познавательный портал. 16+

Писатели о сверхъестественном

03.06.2016 Виктория Прайм 3363

Как сказал один современный критик, нет такого писателя, который никогда не обращался к теме секса и к теме сверхъестественного, поскольку отношения полов, как и мистика, - неотъемлемые составляющие нашего бытия.

Писатели о сверхъестественномФото из открытых источников

Другое дело, что многие мастера пера стесняются таких произведений и никогда их не выставляют напоказ, то есть не печатают. Тем не менее, эти произведения все равно всплывают «из небытия», поскольку, как метко подметил Воланд из «Мастера и Маргариты», рукописи не исчезают бесследно.

Писатель Тургенев о сверхъестественном

Великий русский классик девятнадцатого века, трезвый реалист Иван Сергеевич Тургенев в шестидесятые годы своего столетия вдруг впадает в мистические настроения и начинает печатать рассказы о сверхъестественном, чем очень удивил соратников по перу. Его рассказ «Призраки» произвел в литературных кругах тогдашней России впечатление разорвавшейся бомбы.

Фото из открытых источников

Однако классику простили такую шалость, правда, как оказалось, это была далеко не шутка пера, поскольку за первым мистическим рассказом последовали другие, в частности, «Собака», «Сон», Часы», «Песнь торжествующей любви» и некоторые другие произведения, которые сегодня входят в цикл «таинственных повестей» Тургенева.

Но почему Иван Сергеевич обратился к этой теме и даже не побоялся выставить себя на посмешище современников? Думается, это связано в первую очередь с личным мистическим опытом маститого писателя. Достаточно вспомнить практически документальный рассказ Ги де Мопассана со слов самого Тургенева о том, как писатель, еще будучи молодым, встретился на озере с самкой йети, которая, играючи, погналась за ним и которую от него отогнал кнутом лишь подпасок (для последнего, к удивлению Ивана Сергеевича, это было чем-то обыденным, вроде прогнать от коров одинокого волка). Судя по мистическим рассказам Тургенева, в дальнейшем он сталкивался и с более загадочными явлениями, объяснить которые логикой было трудно. Но и отмахнуться от всего этого, будучи на самом деле великим реалистом, Иван Сергеевич просто не мог.

Фото из открытых источников

Другое дело, у него хватило смелости перенести мистику в свои реалистические произведения, не побоявшись осуждения и критики со стороны других литераторов, которые, знамо дело, тут же ополчились против него. И опять-таки можно догадаться почему: у них самих такой смелости не хватило, поскольку трудно поверить в то, что никто из этих скептиков-критиков никогда не сталкивался с мистикой, о которой осмелился поведать в своих произведениях Тургенев. Это сегодня для нас выход из астрального тела, предвидение, левитация, телепортация, НЛО, пришельцы и так далее стало чем-то обыденным. И хоть не все в это верят до сих пор, зато почти каждый слышал о «таких чудесах», причем преподносят их в наше время уже не через «вымысел» художественного произведения, а как реальные факты бытия. Во второй половине девятнадцатого века мистические повести воспринимались далеко неоднозначно, тем более если они вдруг начали выходить из-под пера такого маститого реалиста…

Писатель Лебков о сверхъестественном

Ведь даже писателям, жившим столетием позже Тургенева, то есть в конце прошлого века, к коим принадлежал, например, Евгений Лебков (1928-2005), было по-прежнему нелегко проталкивать в своих произведениях мистику, тем более, что многие из них не видели смысла преподносить ее в виде художественного вымысла, а говорить о ней, как о реально существующем феномене, не принято до сих пор. Тем не менее, о всяких необычных явлениях, что случались с писателями, они старались делиться со своими читателями.

Фото из открытых источников

Вот как описывает один мистический случай из своей жизни Евгений Дмитриевич Лебков. В 1975 года он уехал на Курилы, чтобы прийти в себя после развода с женой. Отправившись 14 августа на рыбалку на местную речку, он обратил внимание на слегка курившийся вулкан Тятя, который, как обещали вулканологи, должен был «взорваться» через пару недель. Закинув удочки, писатель присел на бережок и… очнулся уже лежащим на топчане в какой-то лесной избушке. Причем физическое состояние его было хуже некуда: тело ныло, как будто после тяжелой работы без привычки, подташнивало, перед глазами радужные круги… С трудом приподнявшись, Лебков заметил трех мужчин за столом, которые явно обрадовались тому, что он очнулся. Из их рассказа следовало, что писатель пришел сюда где-то пару часов назад, пришел явно не в себе, словно пьяный, хотя спиртным от него не пахло. Зашел в избушку и рухнул в беспамятстве на пол…

Фото из открытых источников

И тут Лебков заметив через окошко, что вулкан Тятя вовсю курится, хотя ученые обещали усиление его активности только к концу августа. Вулкан проснулся, заметил он, а обещали только в конце августа. Эти слова весьма удивили мужчин в избушке. А сегодня что, заметили они скептически, 29 августа – это не конец месяца? Что-то у тебя, паря, совсем мозги набекрень…

Получалось, что Евгений Дмитриевич не помнил, где он был и что делал целых две недели, причем лесная избушка, как оказалось, стояла на другом берегу речки, на которой он начал свою неудачную рыбную ловлю, хотя и не так далеко от того места.

Фото из открытых источников

Позднее писателя постоянно мучили какие-то странные воспоминания-галлюцинации, которые пробуждали в нем ощущение опасности и неясные образы свиристящих животных, наподобие ящериц. Причем Лебков был убежден, что это свиристение было осмысленной речью, которую он в том полубреду-полусне отчего-то прекрасно понимал.

Было странным и другое: пропадая где-то две недели, Евгений не потерял ни килограмма веса, более того – он даже не зарос щетиной за это время…

‹ Назад
Вперед ›
Интересное в СМИ