Close
21 марта 2019, Четверг

Наш ядерный бронепоезд

03.09.2014  Клим Подкова    1913

 

Боевой Железнодорожный Ракетный

С появлением межконтинентальных баллистических ракет встал вопрос об обеспечении живучести пусковых установок в случае начала боевых действий. В СССР пусковые комплексы МБР просто прятали. Благо в России с ее бескрайними просторами есть где что спрятать. Но даже в самом глухом таежном углу пусковую шахту накрывали мощнейшим броневым колпаком. Разведчики, предатели-перебежчики, спутники-шпионы – никто не сомневался, что местонахождение секретного объекта однажды перестанет быть для врага тайной.

Вот тогда и возникла идея: поставить ракетные комплексы на ж/д платформы, замаскировать их под гражданские, и пустить в бесконечное движение по железнодорожным магистралям СССР. Пусть американцы их ищут! Так возник БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс, наш ядерный бронепоезд.

Идея была не нова. Еще гитлеровцы пытались поставить свои ФАУ-2 на ж/д платформы. Думали об этом в середине 50-х Янгель и Королев. Но реализация проекта тогда оказалась технически невозможна. В конце 60-х после размещения «Першингов» в Западной Европе военные вернулись к этой идее. В январе 1969 решение было принято, и был подписан приказ «О создании БЖРК».

Миссия невыполнима?

Поставленная задача была архисложной. Прежде всего, существующая ракета по габаритам не укладывалась в стандартный вагон. При старте ракета выжигает все, находящееся под ней - как избежать уничтожения пусковой установки и гибели людей? Ни одна платформа не устоит на колесах во время пуска ракеты, сойдет с рельс. В момент стрельбы необходимо знать не только точные координаты цели, но и точки старта ракеты. Как точно определить местонахождение только что остановившегося БЖРК?

 

На чем перевозить комплекс? Обычный вагон выдерживает нагрузку 25т. на ось, а только ракета весит более 100т, плюс пусковая установка, плюс вес самого вагона. И еще целая куча технических головоломок. При этом комплекс не должен отличаться от обычных вагонов, даже антенна радиостанции не должна выходить наружу. И не забудьте обеспечить точность попадания в цель – плюс-минус 500м.

Американцы тоже пытались создать БЖРК, но, столкнувшись с таким количеством технических проблем, сочли идею технически нереализуемой и отказались от нее.

Миссия выполнима

У нас тоже не все было гладко. Достаточно сказать, что с момента принятия решения о создании до воплощения ее в жизнь прошло 18 лет. Для комплекса был спроектирован вагон, внешне неотличимый от обычного рефрижератора и тягач, замаскированный под обычный тепловоз. Специально созданная ракета («Скальпель») в момент старта поднималась в воздух, с помощью порохового заряда отклонялась, и лишь затем включался маршевый двигатель. (Так решили проблему сохранения пусковой установки и обслуживающего расчета.)

В состав БЖРК входили: три вагона-пусковых установки, цистерна с запасом ГСМ, три тепловоза и 7 вагонов жизнеобеспечения комплекса (командный пункт, пункт питания, комнаты отдыха). Предполагалась полная автономность в течение 28 дней. Три вагона имитировали пассажирские, остальные – рефрижераторы. В 1987 году ракетный комплекс РТ-23 «Молодец», результат работы 30 ведомств и почти 130 предприятий встал на боевое дежурство.

 

«Поезд номер ноль»

К середине 1988 года были развернуты 5 полков. Ничем внешне не отличающиеся от обычных составов, РТ-23, развивая скорость до 120 км/ч, мчались по ж/д страны, проезжая в день до 1.000 км. В МПС СССР спецсостав именовался как «поезд номер ноль». Он нигде не останавливался, светофор для него всегда был только зеленый. Выпадение из графика рассматривалось как ЧП, остановка – как воинское преступление.

Американцы неоднократно пытались отследить «неуловимый поезд», но, даже найдя его, тут же теряли среди десятков таких же составов. К 1991 году уже существовали 12 комплексов (36 пусковых установок), сведенные в 3 ракетных дивизии. В процессе учебных стрельб ракета, стартовавшая в Костромской области, успешно поразила цель на Камчатке.

 

Уничтожение

У американцев «Молодец» вызывал больший ужас, чем «Сатана». По всем выкладкам в случае войны уничтожить более 10% БЖРК не получалось никак. Неудивительно, что на снятие РТ-23 с боевого дежурства они направили немалые усилия.

В 1991 году душка Горби ввел ограничения на перемещения БЖРК, а в 1993 году борец за демократию Ельцин подписал СНВ-2, предусматривавший снятие с вооружения и уничтожение РТ-23. В Брянске даже смонтировали отдельную линию для «разделки» «Молодца».

Состоится ли воскрешение?

Сегодня 2 демилитаризованных комплекса находятся в музее железнодорожной техники в С-Петербурге и в техническом музее в Тольятти. А вот где находятся остальные – это вопрос. Все ли их порезали или что-то осталось? Ходят неясные слухи о грядущем воскрешении БЖРК, но задавать вопросы командующему РВСН, сами понимаете, бесполезно.

 

Автор: Klim Podkova

Новости партнеров
Рекомендуем
Самое популярное
Предсказания Ванги, касающиеся 2019 года
31.10.2018 57790

Сразу оговоримся, что знаменитая болгарская предсказательница Ванга ни разу не называла 2019 год, правда, иногда упоминала..

Загрузка...