К вопросу о феноменологии "глаза" в трансперсональной психологии

В различных современных школах психотерапевтической направленности, таких, например, как психосинтез, ребефинг, холотропное дыхание отмечается появление визуального зрительного феномена в виде "глаза". Нелишне вспомнить, что в различных мистических, эзотерических традициях глаз несет большую семантическую нагрузку. В иероглифах Древнего Египта, в каменных скульптурах индуистской религии, в средневековых мистериях Европы этот символ встречается достаточно часто. Человеческий разум с невиданным упорством использует этот феномен в течение тысячелетий. Он встречается в содержательной части йогических медитаций (открытие "третьего" глаза) и на долларовой банкноте США. "Всевидящее око" встречается в трудах алхимиков и в символике масонских организаций. То есть достаточно определенно можно говорить о внекультуральности этого символа. 
Обращаясь к опыту А. Ассаджиолли с его моделью личностного психосинтеза, можно увидеть, что при работе с простыми символами наряду с крестом и геометрическими фигурами "глаз" встречается достаточно часто. В сеансах холотропной терапии, как и в ЛСД-терапии Станислава Грофа, феномен "глаза" чрезвычайно распространен, и, как правило, проявляется в так называемом "абстрактно-эстетическом" уровне переживаний клиента. Со слов автора методики (Ст. Гроф) этот феномен не несет какой-либо значимой информации, однако личные наблюдения практиков противоречат этому утверждению. При появлении этого зрительного феномена у пациентов отмечается очень своеобразные проявления внешних двигательных реакций. А именно: пациент принимает "эмбриональную" позу, у него появляется "хоботковый" рефлекс, дыхание становится поверхностным и учащенным, отмечается выраженная тахикардия, изменяется цвет кожных покровов. Интересно так же то, что при выходе в этот момент из состояния измененного сознания, у пациента отмечается расфокусированное зрение, расширенна база опоры, некоторое время сохраняется некоординироанные движения. Речевой раппорт в это время затруднен, так как пациент воспринимает не содержание, а скорее тон речи, и соответственно реагирует эмоционально, а не рационально. При последующем обсуждении пациенты, рассказывая об этом опыте, выражают явную эмоциональную заинтересованность, перемежая рассказ своими личными проекциями воспоминаний раннего детского возраста выраженных чаще в символических формах. Если же сеанс продолжается, то достаточно часто у пациентов возникают психодинамические воспоминания раннего возраста, с выраженной рефлексией событий. 
При использовании символа "глаза" в медитативном тренинге отмечаются сходные феномены возрастной регрессии, что позволяет успешно работать с ранними психотравмирующими переживаниями. Довольно часто у пациентов наблюдались жалобы на чувство беспричинного страха, одиночества, заброшенности, тоски и депрессии. Интересно, что появление "глаза" воспринималось как некое "избавление" от одиночества, появление "союзника", что позволяло воображению дорисовать предполагаемое существо, обладающее "глазом". Как правило, существо это ассоциировалось с мистическими фигурами "защитников" и "избавителей", удовлетворяющих потребность пациента в безопасности. При использовании этих фигур в психосинтезе, с их последующей интеграцией, отмечалось значительное улучшение основной клинической симптоматики у лиц с повышенной тревожностью, депрессивными нарушениями. В эксперименте автор статьи, проводя сеансы гипнотерапии, среди возможных зрительных феноменов, являющихся содержанием гипнотических состояний, неоднократно вводил образ "глаза". Отмечалось углубление состояния транса, прямые и косвенные признаки возрастной регрессии, что упрощало в определенной степени технику работы. 
При попытках рационализировать данный феномен, речь неизменно шла о родителях пациента, чаще о матери, либо иной референтной фигуре женского пола. Проявлялось эта "двойственная родительская позиция" и в оговорках, приводимых пациентом метафорах (напр. "нужен глаз да глаз"), в разговоре о контроле родителями поведения детей и т.д. 
Известен факт так называемого "импринтирования", когда человеческий мозг подсознательно фиксирует информацию, оказывающую влияние непосредственно на его органы чувств (зрение, слух, тактильные ощущения) и связанные с ними эмоциональные переживания. Подобного рода "импринты" легко возникают в детском возрасте в связи с отсутствием альтернативного опыта. Чем сильнее по эмоциональной силе воздействию подвергается человек, тем дольше сохраняется "импринт", проявляясь в конкретной или символической форме в ситуациях, носящих характер сходный их возникновению. В 1973 году Нобелевская премия в области медицины и биологии была вручена группе авторов во главе с Конрадом Лоренцем за изыскания, в сфере импринтирования устойчивых ранних психоэмоциональных реакций у высших животных. Частным выводом этих 

работ является утверждение о раннем импринтировании образов, которые впоследствии воспринимаются как "родные", "знакомые". Животные, которым в младенческом возрасте предъявлялись геометрические фигуры), ры, пирамиды) воспринимали их как "родительские" образы, и относились к ним, как к родителям. В дальнейшем, даже став взрослыми особями они оказывают явное предпочтение этим геометрическим фигурам, играют с ними, воспринимают как половых партнеров и т.д. 
У высших млекопитающих, в том числе и у людей, за счет развития второй сигнальной системы и присущей ей тенденции к аналитическому мышлению и рационализации импринты раннего возраста зачастую вытесняются, подавляются и рационализируются. Спонтанно они возникают лишь в иррациональных состояниях, для которых характерны эмоциональные, чувственные реакции, такие как страх, гнев, одиночество и другие, сходные по эмоциональному содержанию состояния. Поскольку импринты связаны с детскими состояниями, то естественно они формируют неуправляемое, детское поведение, что определяет повышенное возбуждение вегетативной нервной системы по симпатоадреналовому типу. 
Отечественными нейрофизиологами (Ратнер А.Ю) убедительно доказано, что у новорожденного ребенка бифокальное зрение формируется не с момента рождения, а лишь к 5-6 месяцу жизни. До этого ребенок воспринимает зрительные образы искаженно, практически разделенными надвое, так как изображение с сетчатки не передается на противоположное полушарие. Несложно догадаться, что наиболее часто фиксируемым зрительным объектом в этом возрасте может являться лицо матери или женщины, исполняющей материнскую роль по отношению к ребенку. Вполне естественно, что воспринимается оно как зрительный образ, расчлененный надвое, подобно половине греческой театральной маски. При этом единственной логически завершенной фигурой в этом фоновом пространстве является глаз, что определяет его предпочтительную дальнейшую фиксацию с последующим воспроизведением. В последствии, при установлении бифокального зрения более ранние импринты подвергаются вытеснению и подавлению новыми, цельными образами. Однако, будучиболее ранним, по отношению к ним, в субъективном восприятии времени "глаз" воспринимается как нечто архаичное, "досмысловое". И при попытках рационального объяснения этого зрительного феномена разум пытается увязать "глаз" и связанные с ним переживания младенческой беспомощности в некоторой мистической, религиозной концепции, которая в силу своей заведомой иррациональности принимается без доказательств. Отсюда многообразие дохристианских и раннехристианских образов, связанных с "глазом". Отсюда состояние "обожествления" неких "высших сил", "внеземного разума" представленных этим символом, и, как следствие, ощущение собственной детской беспомощности и обусловленные ею переживания. Неслучайна и двойственность отношения к этому символу, она обусловлена амбивалентностью отношения ребенка к родителю, в частности к матери, о чем довольно подробно писал З.Фрейд и ряд его последователей. 
Не подвергая сомнению наблюдения психоаналитиков, необходимо все же учитывать взгляды современной нейрофизиологии на формирование чувственного восприятия и долговременной памяти. Не случайно наиболее результативные представители "трансперсонального направления" являлись выходцами психоаналитических школ. Подсознательно проецируя свои концептуальные модели в принципиально новые технологии они неизбежно приходили к мистицизму юнгианского "коллективного бессознательного" принимая этот термин на веру, как некую данность. 
Однако если относиться к появлению символа "глаза" как к феномену возникающей возрастной регрессии, мы приобретаем возможность достижения достаточно глубокого управляемого транса. Многообразие форм работы с этим зрительным образом дает основания для оптимистических прогнозов. Автор статьи являлся супервизором работы сотрудников кафедры психотерапии Новокузнецкого ГИДУВа г. Кубасова и г. Ковылина, когда в ходе терапевтической сессии работа с обра 

зом "глаза" использовалась для коррекции негативных эмоциональных состояний. Неоднократное использование самим автором этого феномена, при появлении образа "глаза" в сеансах холотропного дыхания и ребефинга давало весьма положительные результаты, редуцируя невротическую симптоматику, связанную по типу реакций с ощущениями брошенного, обиженного ребенка. Технология заключалась в создании логически завершенной, "цельной" фигуры- обладательницы "глаза", с присущими образу индивидуальными характеристиками. По завершению формирования образа пациенту предлагалось "войти в него", "слиться с ним", "посмотреть на мир из его глаз" т.е. полностью ассоциироваться с теми ресурсами, которыми в идеале должен обладать владелец "глаза". При последующем обсуждении, пациенты в качестве желаемых ресурсных состояний чаще всего декларировали типично "родительские" качества, такие как сила, воля, уверенность, доброта и забота о слабых и беспомощных. Очевидно, что дитя в период формирования данного импринта абсолютно лишено доступа к этим состояниям. При тщательно проведенном ресурсном поиске удается, как правило, выйти на желаемые состояния по принципу необходимого "взаимодополнения", что дает возможность сравнительно гармоничной компенсации проблемных состояний. 
Интегрируя этот цельный образ с "проблемным" состоянием мы получаем в итоге значительное улучшение невротической симптоматики, вплоть до полного выздоровления. При сборе катамнеза обращает внимание, что впоследствии, попадая в затруднительные бытовые и семейные ситуации, пациенты обучаются использовать наличие у себя "глаза", как способа вхождение в состояние уверенности в себе и владения ситуацией. 

30.08.2004

 Источник: www.medicus.ru

В Антарктиде нашли ровный ряд непонятных одинаковых объектов
В Антарктиде нашли ровный ряд непонятных одинаковых объектов
Конспирологи, ведущие YouTube-канал «Conspiracy Depot», сделали еще одно невероятное открытие, рассматривая спутниковые снимки Антарктиды посредством популярного картографического сервиса «Google Планета Земля». Новость быстро стала горячей сенсацией на сайтах, посвященных паранормальщине.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
ФОТО ДНЯ
Но красота не спасает наш мир...
2003-2018 "Факты о невероятном" / "Эзорейтер"

Материалы данного сайта предназначены для лиц 16 лет и старше (16+)

Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта ссылка на наш сайт обязательна. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.

Рейтинг@Mail.ru