ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

 Фото: На Марсе обнаружен разбитый корабль пришельцев
 Фото: «Куин Мэри» – трансатлантический лайнер с призраками
 Фото: Кто, кого и почему не пускает на Марс?
 Фото: Массовое вторжение инопланетян по всей Турции
 Фото: Непальские девочки-богини

НОВОСТИ СМИ

Фотография за пределами видимого диапазона

Интересные новости / Разные интересные новости
26.08.2004 147

Немного теории

Границами видимого (глазом) диапазона принято считать ультрафиолетовую УФ (380 нм) и инфракрасную ИК (760 нм). Все что находится за ними, глаз не различает. Сетчатка, на самом деле, чувствительна и к более коротковолновой зоне спектра. Но хрусталик и стекловидное тело защищают ее от относительно "жесткого" излучения. Тем не менее, сетчатка может воспринимать "остатки" ультрафиолета в виде флюоресцентного голубоватого свечения хрусталика (переизлучения в более длинноволновой зоне спектра). В ИК диапазоне мы не видим, так как в противном случае слепили бы себя своим же теплом.

За пределами видимой зоны спектра излучение не кончается. И механизмы и принципы оптики продолжают действовать (там есть и линзы и зеркала). Радиолокаторы видят в невидимой глазу зоне радиодиапазона (еще более длинноволновой, чем ИК), а зеркала-тарелки для радиоволн повсеместно портят архитектурные виды. Источники света светят и в ИК и в УФ диапазоне. А в горах и у моря без УФ фильтра не обойтись, иначе то, что невидимо глазу может существенно испортить снимки (у моря и в горах нет дымки, поглощающей ультрафиолет). Рассеянный свет, дымка создает впечатление глубины пространства, но если вам нужна четкость черно-белого снимка и для далеких предметов - поставьте на камеру оранжевый фильтр.

Зона УФ условно распространяется до 1 нм, а ИК до 1 мм. Атмосфера (озон, пар, пыль) сильно поглощает и рассеивает участок диапазона 10-300 нм, а стекло отсекает и более длинные волны, поэтому для фотографии (без дополнительных источников света и специальных объективов) можно использовать фактически только ближнюю зону УФ - 300-400 нм.

Главное ограничение все же фотоматериалы. Несенсибилизированные светочувствительные материалы чувствительны в диапазоне 350-450 нм, поэтому на заре фотографии ничего кроме "синего" цвета и УФ запечатлеть было нельзя. Зато в фотолаборатории при печати можно использовать красные и зеленые светофильтры и контролировать процесс проявки визуально. Для съемки в ИК диапазоне нужны специальные фотоматериалы. Обычно ИК пленки требуют соблюдения особых условий хранения и эксплуатации, а корпус камеры не должен быть "прозрачным" для лучей, засвечивающих ИК пленку.

Чтобы проиллюстрировать различные аспекты видимой и "невидимой" фотографии рассмотрим следующий флеш-ролик. На нем графически представлены (условно, но близко к действительным значениям): спектр, видимых глазу цветов, спектры источников освещения, спектральная чувствительность глаза и фотоэмульсий, спектральные характеристики фильтров и стекла. По умолчанию включен только видимый спектр. Для того чтобы понять, что можно снять на определенную фотоэмульсию при определенном источнике света и с определенным фильтром нужно "включить" (поставить галочку) нужные элементы. На пересечение останется тот участок спектра, который будет снят или видим.

 

Отметим следующие важные для фотосъемки моменты:

1) спектральные состав света, когда Солнце находится в зените позволяет снимать и в ИК и в УФ диапазоне и это единственный мощный и универсальный источник света; свет Солнца над горизонтом практически полностью лишен УФ составляющей;

2) лампа накаливания хорошо подойдет только для ИК съемки;

3) свет вспышки содержит как ИК, так и УФ излучение;

4) максимум чувствительности глаза при нормальном освещении лежит около 555 нм, а в сумерках около 510 нм (эффект Пуркинье);

5) практически все фотоматериалы подходят для УФ съемки, а для ИК только инфрахроматические;

6) оптическое стекло с увеличением толщины "отрезает" все больше ультрафиолета; для фотосъемки лучше использовать старые объективы или специальные современные;

7) фильтр на матрице цифровой камеры отрезает значительную часть ИК и УФ излучения;

8) степень пропускания излучения фильтров и оптического стекла зависит от их толщины; некоторые фильтры, непрозрачные для видимого света могут пропускать одновременно и ИК и УФ.

Практика

Для фотосъемки в "невидимых" лучах будем использовать цифровые фотокамеры. Известный тест на "чувствительность" к ИК диапазону - снять пульт ДУ (источник ИК направлен в объектив камеры, кнопка на пульте нажата) позволяет определить подходит ли камера для ИК съемки. Если на фотографии или дисплее компактной камеры хорошо видно свечение ИК источника пульта - подходит. На матрице обычно установлен фильтр, существенно отрезающий ИК и УФ излучение, поэтому чтобы снимать в этом диапазоне, потребуются длинные выдержки и фильтры, еще более эффективно отрезающие видимый свет (используются и тонкие эбонитовые пластины). Далее приведена таблица распространенных ИК фильтров различных производителей, в которой указаны границы полного отсечения и 50% пропускания ИК излучения.

Фильтр Kodak

B+W

Hoya

Heliopan и здесь

0%

50%

WRATTEN 88 A

-

-

5715 (RG715)

720

750

WRATTEN 87

-

-

5780

740

795

WRATTEN 87 C

093

-

5830

790

850

WRATTEN 87 B

-

RM90

5850

820

930

WRATTEN 87 A

094

RM100

5100

880

1050

Для фотосъемки использовались отечественные светофильтры УФС 6 (4 мм), ИКС 1 и более контрастный ИКС 3 (2,5 мм), фотокамеры Canon EOS 300D и Canon PowerShot G2, комплекты крепления Cokin. Установить сравнительно толстые фильтры в стандартные держатели для фильтров Cokin оказалось невозможно, поэтому фильтр просто крепился резинками к кольцу Cokin. Если все же вам удастся прикрепить фильтр к держателю Cokin стандартным образом, хорошо закройте все щели фольгой, иначе на длинных выдержках остатки видимого света засветят матрицу сильнее ИК.

Фотография за пределами видимого диапазона

Кольцо Cokin и фильтры.

-> Canon 300D

Canon G2

Фильтры на Canon 300D

Фильтры на Canon G2

При фотосъемке в ИК и УФ диапазоне есть две "трудности", в которых эксплуатационные особенности "цифры" оказываются очень полезными. Эти трудности - определение экспозиции и наводка на фокус. Так как "на глаз" не то ни другое в случае "невидимого" света не настроишь, то приходится делать несколько дублей и по снимку на дисплее уже вводить необходимые коррективы. Определить экспозицию проще, чем правильный фокус. Ведь фокус для "зеленых " видимых лучей и ИК или УФ не совпадают (поэтому в хороших современных объективах эти невидимые глазу, но видимые пленкой лучи стараются полностью отрезать, чтобы они не уменьшали видимую на отпечатке резкость и контраст). Приходится устанавливать дистанцию на глаз и диафрагмировать объектив. Компактные цифровые камеры типа Canon G2, обладая маленькой матрицей и большей относительной глубиной резкости при той же диафрагме, удобней для первого метода (фокусировка на глаз). Но при выдержке в 10 секунд и чувствительности 400 картинка у них получается очень шумной. С зеркальной камерой придется сделать больше дублей, пробую различные дистанции фокусировки, но изображение будет более чистым.

-> Yashica ИК

На хорошем объективе обычно есть специальная метка (красная линия "R") для ИК съемки. Это конечно плюс, но универсальной линии для разных ИК фильтров и пленок нет, как ее нет и для УФ. Поэтому метод проб, в общем, единственный.

Фотографии

Солнечный день

Фото

Canon EOS 300D, ISO 100, f/9,0, 1/200 с.

-> Фото ИК

ИКС 1, Canon EOS 300D, ISO 800, f/11,0, 15 с.

Фото ИК

ИКС 1, Canon EOS 300D, ISO 800, f/11,0, 15 с, обработка Photoshop.

Пасмурный день

-> Фото

Canon EOS 300D, ISO 200, f/4,0, 1/1250 с.


Фото ЧБ

Canon EOS 300D, ISO 200, f/4,0, 1/1250 с, обработка в Photoshop - преобразование в монохромное изображение.

-> Фото УФ

УФС 6, Canon EOS 300D, ISO 400, f/8,0, 30 с. Действуют УФ и ИК.

Фото УФ ЧБ
УФС 6, Canon EOS 300D, ISO 400, f/8,0, 30 с, обработка в Photoshop - преобразование в монохромное изображение.


-> Фото ИК

ИКС 1, Canon EOS 300D, ISO 400, f/8,0, 90 с.

Фото ИК ЧБ

ИКС 1, Canon EOS 300D, ISO 400, f/8,0, 90 с, обработка в Photoshop - преобразование в монохромное изображение.

Обратите внимание на зелень, отражения на воде и стены домов, а так же на "глубину пространства" на ЧБ вариантах снимков, сделанных с разными фильтрами и без них.

Источники:

·                    Д.С. Гурлев. Справочник по фотографии (Светотехника и материалы). (Киев, "Техника").

·                    Р. Хейман. Светофильтры. (Издательство "МИР").

Ссылки:

·                    WJ's Photo Homepage (www.a1.nl/phomepag/markerink/irfilter.htm)

·                    Sony DSC-V1 (обзор на iXBT.com)

·                    Sony Cybershot DSC-F828 (обзор на iXBT.com)

·                    Анатомия цифровой камеры в картинках (статья на iXBT.com)

Планируется продолжение: ИК и УФ с искусственными источниками света.

 

Сергей Щербаков (sherbakovs@ixbt.com)

Опубликовано — 20 августа 2004 г.

 Источник: www.ixbt.com

Комментарии отражают мнения их авторов, и не обязательно точку зрения интернет - портала esoreiter.ru. Просим посетителей портала воздержаться от оскорблений, ругани и вульгарных выражений.

Интернет - портал esoreiter.ru оставляет за собой право удалять комментарии без предварительного уведомления и/или предыдущих объяснений.

Лентикулярные облака




НОВОСТИ СМИ

ФОТО ДНЯ

Реинкарнация, однако...

ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ

21.03 - 20.04
24.09 - 23.10
21.04 - 20.05
24.10 - 22.11
21.05 - 21.06
23.11 - 21.12
22.06 - 22.07
22.12 - 20.01
23.07 - 23.08
21.01 - 20.02
24.08 - 23.09
21.02 - 20.03
2003-2016 "Факты о невероятном"

Материалы данного сайта предназначены для лиц 18 лет и старше (18+)

Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.

Рейтинг@Mail.ru