Ученые тоже верят в потусторонние силы

Образование мало влияет на веру в сверхъестественное 

Леонид Завальский 

Большинству людей свойственно антинаучное восприятие мира. Однако и сами ученые в этом мало отличаются от других людей. Феномен искажения и подмены доказательства скрытыми убеждениями привлекает все большее внимание исследователей. 

В сущности, убежденный атеист – тот же верующий человек, исповедующий “материальные” принципы обустройства мира. Возможно, врачу или инженеру, вступающим в отношения с конкретным организмом или прибором, которые можно “пощупать руками” и совершить над ними целенаправленные действия, легче стать закоренелыми материалистами, чем психологу или гуманитарию, путешествующим по заповедным лабиринтам человеческих душ. Но тот же физик-теоретик, исповедующий квантовую механику, фрактальную логику, теорию относительности и волновую генетику, не отрывается ли он от материального носителя в сферу такого “неощутимого” идеального, которое не то что руками потрогать, но и вообразить немыслимо нормальному человеку. Как сказал один знаменитый математик про другого не менее знаменитого поэта: чтобы заняться наукой, последнему не хватило фантазии. И все-таки одно дело, когда интеллектуальные экзерсисы имеют в основании экспериментальные факты и заканчиваются спрогнозированным подтверждением, как это происходит, например, в случае управляемой ядерной реакции, или при изучении космических объектов. Однако в повседневности встречается гораздо больше неподтвержденных теорий и гипотез, как это имеет место в уфологии, парапсихологии, толковании паранормальных явлений и проч. 

Известный советский биофизик М.В.Волькенштейн на экзаменах по своему предмету любил задавать студентам вопрос о природе межатомных взаимодействий в растворимой белковой глобуле или молекуле ДНК. Если студент уверенно перечислял все известные виды физических сил, профессор не без хитрости щурил глаз и глубокомысленно вопрошал: “А за счет чего же она живет?”. Вот тут-то крылся самый подвох, и, упаси Бог, экзаменующемуся было пуститься в пространные рассуждения о “животворящей силе”, метагенетических лучах Гурвича, сверхслабых информационных полях – его ждал незамедлительный провал и анафема, а профессор потирал руки в удовлетворении, что разоблачил очередного “лжеученого”. Последние годы жизни (1912-1992) Михаил Владимирович особенно много сил уделял борьбе с лженаучными теориями, но, к сожалению, не дожил до времени их пышного цветения. Люди оказались куда более иррациональными, чем виделось многим старым приверженцам “строгих правил”. 

Издатель журнала “Skeptic” Майкл Шермер в предисловии к своей недавно вышедшей книге “Почему люди верят в странные вещи” цитирует замечание профессора психологии Роберта Штенберга: “Конечно, занимательно слушать о заблуждениях других, когда мы сами абсолютно уверены, что никогда не будем столь глупы. Но возникает вполне обоснованный вопрос: почему даже умные люди верят в таинственные силы?” Шермер объясняет это тем, что интеллектуалы не могут и не хотят расставаться с предрассудками, потому что они привыкли отстаивать свои убеждения, вне зависимости от того, какими путями они пришли к ним. Подобным образом Лев Толстой описывает чувства героя, который сначала врал на потеху публике, потом привык, а с годами сам поверил в придуманную ложь. 

Не зря многие народы хранят имена исторических мудрецов, бескорыстно ведомых голосом правды. В минуты раздумья трудно не поддаться сладкозвучному зову любви. Разве что прикованный цепями Одиссей отважился проплыть мимо. Трудно и оставаться искренним с самим собой. Но легко учить других разлагать факты по полочкам, пользоваться логикой, взвешивать все “за” и “против”, искать и находить рациональные решения. Забывая при этом, что, как правило, к убеждениям мы приходим не благодаря логике, а вопреки ней: через различные обстоятельства и самые разнообразные причины, ничего с общего с разумом не имеющими. Истоки наших убеждений имеют общие генетические и сугубо наследственные корни, плюс еще влияние родителей и родственников, воспитание и образование, социальная и культурная среда, жизненный опыт – все это формирует личные пристрастия и самобытность, подспудно переходящие в убеждения. А сложившиеся убеждения каленым железом не вытравишь. Исходя из убеждений, мы воспринимаем и сортируем весь объем обрушиваемой на нас информации, отбирая “полезную” и “бесполезную”. Получается, что мы глядим на мир через зашоренные очки, – о какой объективности восприятия можно тогда говорить? 

Указанный феномен наложения личностных оценок на толкование мира искажает и подменяет научное доказательство. Опубликованные в отчете Национального научного общества США статистические данные выявляют интересную картину: 30% взрослых американцев полагают, что НЛО – космические корабли других цивилизаций; 35% всерьез увлекаются нумерологией и верят в счастливые числа; 40% считают астрологию наукой; 60% безоговорочно признают телепатию; 70% находят научно-обоснованной магнитотерапию; 90% прибегают к услугам альтернативной медицины. Вера в паранормальные явления, как оказалось, практически не зависит от степени образованности, и одинакова для школьников и специалистов с высшим образованием. 

То, что процесс научного познания и предвидения основан на обобщении экспериментальных данных и проверке гипотез, не понимает 70% американцев. Из выпускников высших учебных заведений в области естественных, технических и точных наук таких “непонимающих” 50% – объективно существующих методов научного анализа они не признают. У них свои, личные взгляды на науку. Пожалуй, у наших соотечественников этот процент будет повыше. 

В статье Ричарда Уокера с соавторами, опубликованной в журнале “Skeptic”, приводятся исследовательские данные в доказательство того, что не существует никакой связи между научными знаниями и верой в паранормальные явления и чудеса. Вместе с тем, на основе изучения университетской аудитории, авторы приходят к интересному заключению: “Независимо от уровня образования студентов, в их отношении к псевдонаучным утверждениям нет здравого смысла. Очевидно, что они не владеют методом научного познания. Сложившуюся ситуацию можно объяснить устаревшим подходом к образованию: студентов учат, что думать, но не учат, как думать”. Остается вопрос скептикам: а вообще можно научить правильно думать не робота, а человека? 

08.07.2004

 Источник: inauka.ru

В Антарктиде нашли ровный ряд непонятных одинаковых объектов
В Антарктиде нашли ровный ряд непонятных одинаковых объектов
Конспирологи, ведущие YouTube-канал «Conspiracy Depot», сделали еще одно невероятное открытие, рассматривая спутниковые снимки Антарктиды посредством популярного картографического сервиса «Google Планета Земля». Новость быстро стала горячей сенсацией на сайтах, посвященных паранормальщине.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
ФОТО ДНЯ
Не похоже, что все Ок
2003-2018 "Факты о невероятном" / "Эзорейтер"

Материалы данного сайта предназначены для лиц 16 лет и старше (16+)

Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта ссылка на наш сайт обязательна. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.

Рейтинг@Mail.ru