Что мы и американцы делаем на макушках планеты?

Одиннадцать лет назад 32 человека четыре месяца проработали на дрейфующих льдах Арктики. Ну и что?! А ведь то была веха - впервые за всю историю освоения высоких широт бок о бок работали вчерашние потенциальные противники - русские и американцы.

Противостояние между ними началось в 1937 году, когда на арктический лед высадилась папанинская четверка. Правда, основные цели экспедиции были тщательно замаскированы: дескать, занимаемся метеорологическими, океанологическими, гляциологическими и прочими научными исследованиями. И на самом деле такие исследования проводились. Но были они, если так можно выразиться, с двойным дном, как и последовавшие вскоре полеты через полюс В. Чкалова, М. Громова и их товарищей. С одной стороны, цель полета, вроде как благородно-спортивная: с другой - аккуратное напоминание, что наши самолеты типа АНТ-25 в случае чего могут через полюс и бомбочку доставить...

Особую актуальность такие возможности приобрели в начале 50-х годов, когда соперничающие стороны обзавелись ядерным оружием и средствами их доставки - стратегическими бомбардировщиками и первыми атомными подлодками. «Холодная война» набирала силу, и стесняться уже особо не приходилось.

Пентагон в те годы разрабатывал доктрину «Арктический фронт», в рамках которой предусматривалось строительство военных аэродромов прямо на льду. Поначалу просто подбирались подходящие ледовые поля, метились угольной пылью, и авиация с воздуха следила за их перемещениями. В 1953 году на такой льдине был создан тайный военный лагерь. А еще год спустя, поняв, видимо, что шила в мешке не утаишь, американцы открыто высадили на лед дрейфующую экспедицию во главе с полковником ВВС США В. Литнером.

И только совсем недавно в нашу печать просочились первые сведения о том, что американцы отнюдь не были первооткрывателями. Военные ледовые аэродромы с нашей стороны появились на несколько лет раньше, еще в конце 40-х годов. Но эта страница нашей авиации и по сей день является секретом за семью печатями. Скованные подпиской о неразглашении, участники той ледовой эпопеи и по сей день хранят молчание...

Что мы и американцы делаем на макушках планеты?

Когда баллистические ракеты в начале 60-х годов сняли остроту проблемы доставки ядерных и термоядерных зарядов через океан, центр тяжести «научных» исследований в высоких широтах переместился на Антарктиду.

Определение «научные» тут не случайно взято в кавычки. По словам заместителя директора петербургского Института Арктики и Антарктики В. Лукина, эти исследования опять-таки всегда носили двойной характер.

Вот, казалось бы, чисто научная работа: ученые бурят лед. Однако исследуя добываемые из него керны - а на глубине 2 км они имеют уже возраст порядка 180 тысяч лет - можно составить не только летопись климатологических изменений на планете, но и прогнозировать климат будущего. А это уже принципиальная возможность узнать биржевые цены на пшеницу, скажем, в 2005 - 2010 годах и т. д.

Кроме того, советские астрономы на антарктических станциях занимались и тем, что следили за... НЛО. Причем, как правило, они довольно скоро устанавливали, что то вовсе не «летающие тарелки», а американские спутники-шпионы. Аналогично такой же работой занимались и «звездочеты» с антарктических баз НАТО.

У американцев есть даже специальная Лаборатория изучения холодных районов в интересах армии США. Одна из работ, проводимых ее специалистами, заключается в изучении принципиальной возможности использования метеоритов в качестве... ретрансляторов для сверхдальней связи, скажем, с подлодками.

Оказывается, остающийся за метеоритами ионизированный след вполне можно использовать в качестве «зеркала», отражающего радиосигнал. А что существует оно всего лишь секунды, а то и доли секунд - для современной технологии сущие пустяки. За это время спецаппаратура не только успевает «выстрелить» в нужном направлении кодированное радиосообщение, но и получить «квитанцию» о его успешном приеме. Перехватить же подобный сигнал, как вы понимаете, можно разве что случайно.

Казалось бы, фантастический проект рассматривают на сегодняшний день те же американцы - подготовку в Антарктиде экспедиции на Марс. Тем не менее при ближайшем рассмотрении выясняется, что фантастики тут не больше, чем в строительстве известного уже многим комплекса «Биосфера-2» в Аризонской пустыне.

Ли-2

Специалисты НАСА, если помните, с самого начала довольно настороженно отнеслись к идее техасского мультимиллиардера Э. Басса и его сторонников. Строительство комплекса в Аризоне, климатически относительно благополучном регионе, напоминало больше создание туристского аттракциона, нежели комплекса для серьезных научных исследований. Так оно в конце концов и получилось. Деньги Басс на проекте заработал неплохие, однако ценность данных, полученных в результате первого двухгодичного этапа эксперимента, представляется весьма сомнительной.

Иное дело - Антарктида. Здесь, по мнению многих специалистов, и по климату, и по ландшафту имеется куда большее сходство с Красной планетой. Стало быть, испытания необходимого оборудования вполне можно проводить на шестом континенте. А используемая здесь методика обнаружения микроорганизмов в подледных озерах затем вполне может оказаться пригодной и для поисков жизни на Марсе.

Совсем уж неожиданный аспект проблемы высветил недавно изобретатель из Самары, специалист по авиационно-космической технике В. Пикуль. Он предлагает для межпланетных космических стартов создать в Антарктиде же и космодром.

Логика рассуждений тут такая. Принимая в свое время непосредственное участие в создании двигателей для знаменитой «лунной» ракеты Н-1, он обратил внимание на следующие недостатки подобных конструкций.

Во-первых, для заправки ракеты жидким кислородом (а последнее время - и жидким водородом) необходимо строить не только специальные заводы по изготовлению этих жидкостей, но и принимать меры по сохранению их от перегрева и испарения до заправки ракеты.

Старт Дискавери

Во-вторых, вертикально стартующая ракета обладает малой устойчивостью, особенно в первые секунды старта. Для создания мощного удельного импульса, компенсации неустойчивости приходится использовать связки из нескольких параллельно работающих двигателей, предусматривать системы регулирования и управления вектором тяги, что неблагоприятно сказывается на габаритах, обтекаемости ракеты. Да и надежность такой системы не очень велика, что наглядно продемонстрировали первые же испытания Н-1.

Если же перенести старт в Антарктиду, полагает Пикуль, то, во-первых, хранилища криогенного топлива, оборудованные в вечных льдах, во многом смягчают жесткие требования к принудительному охлаждению этого топлива. Во-вторых, сама система запуска может быть оборудована совсем по-другому.

«Особенность моего способа состоит в медленном разгоне особой платформы с ракетой на борту по ширококолейному железнодорожному спуску, - пишет он. - Когда же скорость возрастет, состав плавно переходит сначала на горизонтальный путь, а потом начинает и подъем по гиперболе. И наконец, ракета стартует практически вертикально, используя мощь собственных двигателей...»

Перегрузки при этом, как показывают расчеты, будут нарастать не столь резко, как при обычном вертикальном старте. Меньше и энергетические затраты на вывод ракеты на орбиту - начальный разгон ей придают силы гравитации. Меньше нарушается озоновый слой планеты - над Антарктидой уже ныне имеется достаточно обширная «дыра». И наконец, строительство подобного старта методом проплавления нужного профиля в многокилометровых льдах Антарктиды обойдется дешевле, нежели строительство эстакады высотой в 2100 м, как это предлагают японские конструкторы, или прокладки ее по склону горы, как предлагают американцы.

Что же касается географически невыгодного положения космодрома - у Земли на «макушке» - то, по мнению автора проекта, этот фактор многие баллистики чересчур преувеличивают. Земля все-таки не вращается достаточно быстро, чтобы оказать существенную помощь при разгоне сверхтяжелых ракет. Кроме того, старт с «макушки», например, на Луну исключает необходимость выхода на опорную орбиту. Если подгадать момент, можно лететь сразу к пункту назначения, экономя опять-таки немало топлива.

На фотографиях:
1 - Арктика: запуск ракеты с подводной лодки типа "Акула"
2 - Самолет Ли-2 Управления полярной авиации, апрель 1961 г.
3 - К звездам! Пока таким способом.

Станислав Николаев

 Источник: aurahome.ru

Комментарии отражают мнения их авторов, и не обязательно точку зрения интернет - портала esoreiter.ru. Просим посетителей портала воздержаться от оскорблений, ругани и вульгарных выражений.

Интернет - портал esoreiter.ru оставляет за собой право удалять комментарии без предварительного уведомления и/или предыдущих объяснений.

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ

Группа котов подстерегла своего обидчика в подворотне – и вот что из этого вышло
Группа котов подстерегла своего обидчика в подворотне – и вот что из этого вышло
Забавный видеоролик «из жизни кошек» стал вирусным материалом в Сети интернет. Его даже назвали настоящим боевиком, правда, с участием котов. Однако самое удивительное в этом плане то, как оператору, предположительно жителю Таиланда, удалось снять столь удивительное драматическое шоу. Просто удивительное везение!
Маленький бурундук верхом на кошке
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ




РЕКОМЕНДУЕМ

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

НОВОСТИ СМИ

ФОТО ДНЯ

Это нужно тоже учитывать

ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ

21.03 - 20.04
24.09 - 23.10
21.04 - 20.05
24.10 - 22.11
21.05 - 21.06
23.11 - 21.12
22.06 - 22.07
22.12 - 20.01
23.07 - 23.08
21.01 - 20.02
24.08 - 23.09
21.02 - 20.03
2003-2018 "Факты о невероятном" / "Эзорейтер"

Материалы данного сайта предназначены для лиц 16 лет и старше (16+)

Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта ссылка на наш сайт обязательна. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.

Рейтинг@Mail.ru