ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

 Фото: На Марсе обнаружились загадочные башни
 Фото: Как в Севастополе оказался военный водолаз из прошлого
 Фото: Лобстеры оказались теоретически бессмертны
 Фото: Астрономическая обсерватория засекла НЛО на Луне
 Фото: Бурение Марса позволит познать климат Земли

НОВОСТИ СМИ

09.06.2004 99

- Когда мы прилетим на Марс, то обнаружим там следы наших предков, - считал космонавт-2 Герман Титов. Вероятно, он был немного романтиком и был глубоко убежден, что мы не одиноки во Вселенной. Об этом он не раз беседовал с руководителем и главным конструктором Ульяновского конструкторского бюро приборостроения Виктором Пахомовым. В 60 - 70 годы УКБП активно работало над космической тематикой, а Герман Степанович Титов был здесь научным, консультантом и неоднократно бывал в Ульяновске. 

После разработки приборов и систем в УКБП и государственных испытаний опытных образцов вся документация передавалась на шесть засекреченных в то время заводов страны. Причем около 30 процентов разработок изготавливалось на Ульяновском приборостроительном заводе. 

В это время, с 1965 по 1972 годы, при непосредственном участии Германа Титова в Ульяновском КБ были разработаны светосигнализаторы, светильники для жилых отсеков космических кораблей и специальные фонарики для космонавтов, выходящих в открытый космос. Первое испытание ульяновского "космического фонарика" провел Леонид Леонов. 

Коллектив УКБП разработал также немало специальных датчиков и сигнализаторов для спутников и пилотируемых космических аппаратов. Некоторые из них длительное время работали на космической орбитальной станции "Мир", которую запустили в космос 20 февраля 1986 года. Она была создана на базе конструкций станции "Салют", оснащена новейшими по тому времени оборудованием и приборами, мощным энергоблоком и шестью стыковочными узлами. Максимальная масса этого уникального пилотируемого космического комплекса была 40 тонн, длина около 40 метров. В него было "напичкано" 10 тысяч блоков и 11 тысяч тонн научной аппаратуры. Утром 23 марта 2001 года космическая орбитальная станция "Мир", вдвое превысившая свой ресурс, была затоплена в Тихом океане. На смену ей должна была прийти еще более совершенная - "Мир-2". Однако из-за экономических проблем России пришлось сосредоточить финансовые ресурсы и экономический потенциал на международной космической станции "Альфа". На ней также несут свою бессменную вахту блоки и приборы, разработанные в УКБП. 

В 1968 году коллектив Ульяновского КБ получил заказ на разработку комплексной системы ручного управления космическим кораблем, которая должна была применяться в случае отказа автоматики. Ульяновцы с честью выполнили особо важное правительственное задание, создав уникальную систему. КСУКП состоит из двух блоков, по виду напоминающих клавиши аккордеона. С их помощью подаются команды и производится ручное управление космическим кораблем. Причем ульяновские конструкторы предусмотрели двенадцать вариантов применения: при выходе космонавтов в открытый космос, стыковке с другим объектом, подготовке космонавтов к возвращению на землю и других. Впервые система КСУКП была установлена и испытана на космическом корабле "Союз-9". До настоящего времени не было ни одного отказа уникальной разработки ульяновских ученых и инженеров-конструкторов! 

Сегодня современными приборами и системами УКБП обеспечиваются все самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты России. Однако и космическая вахта еще далеко не завершена. 

*** 

"Я ХОРОШО ЗНАЛ ГЕРМАНА ТИТОВА..." 

Седовласый мужчина появился в редакции неожиданно, остановился напротив меня и положил на стол стопку обыкновенных ученических тетрадей. 

- Я - Виктор Пахомов, - представился посетитель, крепко пожимая мне руку. Затем добавил, что "связан с Космосом" и прекрасно знаком с нашими космонавтами. 

Сначала показалось, что это очередной "чудик". Странным и парадоксальным было содержание самих тетрадей, исписанных мелким аккуратным почерком. Подробно излагались биографии Циолковского и Королева, первых космонавтов, параметры планет Солнечной системы, условия на Луне и Марсе, многократно описывалась станция "Мир". Все это перебивалось диаграммами Солнечной системы, рисунками космических аппаратов, вырезками газет об НЛО, "снежном человеке" и других параномальных явлениях. 

И вдруг - совершенно уникальный и, вероятно, единственный в мире! - снимок Германа Титова с молодым мужчиной. 

- Это я в молодости с Германом Степановичем, - доверительно пояснил мой нежданный гость. - Я очень хорошо знал Титова. Это был мужественный человек, необычайно начитанный и увлекающийся. Он отлично плавал, прекрасно играл в бильярд и шахматы. 

Когда я работал руководителем и главным конструктором УКБП, с 1965 по 1972 годы, космонавт-2 Герман Титов был нашим научным консультантом. Мы подружились, многократно встречались в Звездном городке, раз пять - в Ульяновске. 

Космонавт-2 Герман Титов принимал самое активное и непосредственное участие в освоении новой космической техники, в том числе разработанной и изготовленной в Ульяновском КБ. Дослужился до генерал-полковника, был депутатом Верховного Совета. А погиб нелепо и трагически в 1999 году. Скончался от сердечного приступа в сауне у своего московского друга. 

Сам Виктор Павлович Пахомов пережил многое и многих. Его биография необычайно насыщена яркими и знаменательными событиями, встречами с выдающимися людьми и первыми космонавтами планеты. Шутка ли, его производственный стаж составляет 54 года, из них 17 лет был руководителем и главным конструктором УКБП! 

Виктор Пахомов родился 14 февраля 1915 года в Москве. В свое время окончил Ульяновский электромеханический техникум при заводе им. Володарского, а в 1941 году - Казанский авиационный институт по специальности "Авиационные аппараты и приборы". И сразу, как говорится, попал из огня да в полымя! Сначала добровольцем участвовал в строительстве одного из укрепрайонов, а в 1943 году с Ульяновского приборостроительного завода был направлен на Белорусский фронт. Молодому инженеру-конструктору поставили задачу внедрить, испытать в боевых условиях автопилоты на средних бомбардировщиках Ли-2. К тому времени Виктор Пахомов уже налетал несколько часов в местном аэроклубе, имел звание лейтенанта и считался очень перспективным конструктором. В одном из воздушных вылетов ульяновец "попал в переделку", был контужен и через семь месяцев вернулся на завод. Зато летчики получили 11 проверенных и надежных комплектов автопилотов. 

Творческая жилка, смелость и необъяснимая интуиция, тяга к знаниям и огромное трудолюбие скоро поставили Виктора Пахомова во главе молодых ульяновских конструкторов. А когда его назначили главным инженером УПЗ, Виктор Павлович по собственной инициативе создал конструкторское бюро, исследовательскую мастерскую, отдел снабжения и другие службы. Через год в Ульяновском КБ были разработаны жидкостные компасы и другие приборы для авиации. А вскоре Министерство авиационного приборостроения выделило УКБП в самостоятельную структуру. Руководителем и главным конструктором был утвержден Виктор Пахомов. 



Особая и самая захватывающая страница его биографии - работа на космос и дружба с Германом Титовым. 

- Это целая эпоха в моей жизни, - вспоминает Виктор Павлович. - Мы разрабатывали различные датчики и сигнализаторы для спутников и пилотируемых космических кораблей, сигнальные фонарики для космонавтов, которые применялись при выходе в открытый космос. 

В 1965 году на одном из космических кораблей отказала автоматическая система управления. С большим трудом удалось ликвидировать аварию и спасти космонавтов. 

- Меня вызвали в Москву - вспоминает В.Пахомов, - где уже находились Сергей Павлович Королев, специалисты его управления, космонавты Герман Титов, Леонид Леонов и другие. Нам была поставлена задача в трехмесячный срок разработать комплексную систему ручного управления космическим кораблем - КСУКП. Подобные задания, как я узнал впоследствии, получили и другие КБ. 

Ульяновские конструкторы и инженеры работали буквально 24 часа в сутки, с необычайным душевным подъемом - космос тогда был у всех на слуху. С поставленной задачей справились: первый ульяновский КСУКП был установлен и испытан на космическом корабле "Союз-9" в 1970 году. За его разработку главный конструктор УКБП Виктор Пахомов был награжден золотой медалью ВДНХ, руководитель испытаний Игорь Семенов - серебряной, руководитель теоретических исследований Натан Савич - бронзовой. 

В апреле 2000 года блок КСУКП и другие разработки УКБП для космоса демонстрировались в Мемцентре. Посетивший стенд-выставку космонавт Александр Лазуткин дал очень высокую оценку работе ульяновских конструкторов. 

- Я очень счастлив, что являюсь современником Гагарина и Титова, а также тем, что был среди пионеров создания космической техники, - завершил свой рассказ Виктор Павлович Пахомов. 


Страницу подготовил Александр Лайков. Воспоминание о будущем. // Ульяновская правда (Ульяновск).- 28.05.2004.- 097-099.- C.1,5

Комментарии отражают мнения их авторов, и не обязательно точку зрения интернет - портала esoreiter.ru. Просим посетителей портала воздержаться от оскорблений, ругани и вульгарных выражений.

Интернет - портал esoreiter.ru оставляет за собой право удалять комментарии без предварительного уведомления и/или предыдущих объяснений.

Отель изо льда принимает гостей круглый год




НОВОСТИ СМИ

ФОТО ДНЯ

Когда лес за забором не так хорош

ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ

21.03 - 20.04
24.09 - 23.10
21.04 - 20.05
24.10 - 22.11
21.05 - 21.06
23.11 - 21.12
22.06 - 22.07
22.12 - 20.01
23.07 - 23.08
21.01 - 20.02
24.08 - 23.09
21.02 - 20.03
2003-2016 "Факты о невероятном"

Материалы данного сайта предназначены для лиц 18 лет и старше (18+)

Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам статей. Все права защищены и охраняются законом РФ. При использовании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.

Рейтинг@Mail.ru